Употребление белка на завтрак связали с увеличением мышечной массы

Индекс массы скелетной мускулатуры позитивно коррелирует с тем, какой процент белка приходится на завтрак по отношению к его общему количеству в суточном рационе. Такой результат получили японские медики, когда сравнили мышечную массу женщин старшего возраста, употреблявших белки в разное время суток — утром и вечером. Перед этим ученые провели подобный эксперимент на мышах, и обнаружили, что эффекты потребления белка в разное время суток связаны с функционированием генов циркадных ритмов. Исследование опубликовали в Cell Reports.

Польза от продуктов питания в большой степени определяется временем суток, в которое их едят. Циркадные ритмы организма влияют на переваривание еды, ее всасываемость и обмен веществ. Мы уже писали, что шоколад оказывает на организм различные эффекты, если его есть в разное время суток. Употребление шоколада утром уменьшало потребление калорий на 300 килокалорий в день, а вечером такое снижение было вполовину меньше. Шоколад главным образом состоит из углеводов и жиров, но эффекты циркадных ритмов также наблюдали и для метаболизма аминокислот в скелетных мышцах у мышей, при этом было неизвестно, как это влияет на мышечную массу.

Японские ученые под руководством Сигэнобу Сибата (Shigenobu Shibata) из Университета Васэда решили изучить, как время употребления белка связано с мышечной массой. Первую часть эксперимента они провели на мышах. Животных разделили на три группы и на протяжении недели давали два раза в день корм с разным содержанием белка казеина (20 процентов белка и 3 процента белка). Одна группа получала белковую пищу на завтрак, другая — на ужин, а в третьей группе мыши ели одинаковое количество белка утром и вечером. Мышечная масса у животных, получавших белки на завтрак, была выше, чем у тех, кто получал белки на ужин (p < 0,01). При этом во втором эксперименте, в котором участвовали мыши с неработающими генами, регулирующими циркадные ритмы (ClockΔ19 и Bmal1) разницы между группами не наблюдали.

Затем исследователи решили посмотреть, окажутся ли полученные результаты верными и для людей. Они набрали группу из 60 женщин (средний возраст 69,6 лет). Участницы были относительно здоровыми, но не занимались спортом. Их разделили на две группы на основании опроса о диете: 18 женщин ели белковую пищу на завтрак, а остальные 42 участницы — на обед. При этом общее количество потребляемого белка у женщин было одинаковым (75 грамм белка в день). Мышечная масса участниц, которые ели белки на завтрак, в среднем оказалась выше, чем у тех, кто употреблял их на обед, хотя результат не был статистически значимым (p = 0,061). Исследователи нашли позитивную корреляцию между индексом массы скелетной мускулатуры (SMI) и количеством потребляемого на завтрак белка по сравнению с его суммарным количеством в суточном рационе.

Ученые считают, что завтрак жителей европейских и азиатских стран содержит меньше белков, чем следовало бы (в среднем 15 грамм белка на завтрак и 28 грамм на ужин). Исследователи советуют изменить пищевые привычки и употреблять больше белков утром, чем вечером.

Мышцы также сами способны контролировать обмен жиров. Ученые из США обнаружили, что для этого они используют белок Foxo, с помощью которого обеспечивают себе долговременный запас энергии для работы в светлое время суток.

Механизм развития синдрома Ангельмана связали с пресинаптическими рецепторами