Перспективный российский воздушный командный пункт на базе Ил-96-400М начали строить в Воронеже. Он предназначен для эвакуации высшего военного руководства страны и управления вооруженными силами во время ядерной войны. Как сообщают «РИА Новости» со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе, всего российские Воздушно-космические силы получат два таких самолета, но в будущем могут заказать и третий.
Сегодня на вооружении российских Воздушно-космических стоят четыре воздушных командных пункта Ил-80. Эти самолеты были созданы в конце восьмидесятых на базе среднемагистрального пассажирского Ил-86. Они защищены от последствий ядерного взрыва, поэтому у них нет иллюминаторов, зато есть система фильтрации воздуха.
В носовой части Ил-80 установлен крупный накладной отсек для радиоэлектронного оборудования, а в хвостовой — выпускная тросовая антенна длиной около восьми километров. Она нужна для связи с подводными лодками в диапазоне очень низких частот волн. Люков у Ил-80 минимальное количество.
В 2015 году Объединенная приборостроительная корпорация (ОПК) создала на базе Ил-80 воздушный командный пункт второго поколения. Про его технические характеристики мало что известно. ОПК говорила, что от предшественника он отличается повышенной надежностью, функциональностью и низким энергопотреблением.
О планах перенести воздушные командные пункты на дальнемагистральный Ил-96-400М стало известно в прошлом году. Это поможет увеличить время нахождения самолета в воздухе: дальность Ил-96-400М — девять тысяч километров, а у Ил-80 — всего 3,6 тысячи километров. В целом Ил-96-400М представляет собой модернизированную версию советского широкофюзеляжного Ил-96. Воронежское акционерное самолетостроительное общество разрабатывает его с 2016 года, но пока не собрало ни одного образца.
Источник РИА Новости в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что один из перспективных российских воздушных командных пунктов на базе Ил-96-400М уже находится в производстве. Его строят в Воронеже по проекту «Звено-3С». Радиокомплекс самолета позволит доводить приказы войскам в радиусе шести тысяч километров. Всего Воздушно-космические силы получат два таких самолета, а в перспективе могут заказать и третий.
У американских военных тоже есть свои «самолеты судного дня» E-4B. В случае ядерного конфликта на одном из будет находиться президент и министр обороны. Первая леди и госсекретарь в это время будут на «борту номер два» C-32A. Ранее мы писали, что ВВС США планируют заменить эти два самолета единой платформой.
Василиса Чернявцева