Воронежское акционерное самолетостроительное общество завершило стапельную сборку первого по программе воспроизводства широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-96-400М. Согласно сообщению компании «Ильюшин», в ближайшее время элементы планера лайнера будут перемещены в цех окончательной сборки. Строительство самолета планируется завершить до конца 2020 года.
На мировом рынке широкофюзеляжных пассажирских самолетов традиционно доминируют американский авиастроительный концерн Boeing и европейский Airbus. СССР, а позже и Россия, на разработке лайнеров такого класса не специализировались, однако попытки создать собственный широкофюзеляжный самолет и выйти с ним на мировой рынок предпринимались.
В 1988 году был разработан первый советский широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет — Ил-96. Его серийное производство велось с 1993 года, но к 2009 году фактически прекратилось. Всего были выпущены 29 Ил-96. Их используют специальный летный отряд «Россия» и кубинская авиакомпания Cubana. В настоящее время летают всего 16 лайнеров такого типа.
Ил-96 в зависимости от версии имеет в длину от 55,3 до 63,9 метра и размах крыла от 57,7 до 60,1 метра. Лайнер способен перевозить от 300 до 435 пассажиров на расстояние до 9 тысяч километров. Самолет может выполнять полеты на крейсерской скорости в 870 километров в час.
Решение о модернизации Ил-96 и возобновлении его серийного производства в версии Ил-96-400М было принято правительством России в 2016 году. К 2018 году специалисты подготовили и защитили проект модернизации лайнера, а в конце 2018 года началась сборка первого летного образца Ил-96-400М.
Согласно сообщению «Ильюшина», наземные и летные испытания лайнера начнутся вскоре после завершения его сборки. Первый полет Ил-96-400М планируется на 2021 год. Другие подробности о ходе программы воспроизводства самолета не уточняются.
Модернизированный Ил-96-400М получил новое бортовое оборудование, а также усовершенствованные двигатели ПС-90А1. Ранее сообщалось, что в перспективе модернизированный лайнер может получить новый турбовентиляторный двигатель ПД-35.
Между тем, в 2017 году стартовала совместная российско-китайская разработка широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929. По предварительной оценке, лайнер будет рассчитан на перевозку до 280 пассажиров на расстояние до 12 тысяч километров. Самолет планируется оснастить двумя турбовентиляторными реактивными двигателями тягой до 345 килоньютонов.
Новый лайнер будет преимущественно использоваться китайскими авиакомпаниями и поставляться на экспорт. Ранее несколько источников в авиационной промышленности рассказывали N + 1, что российская сторона участвует в проекте в том числе ради восстановления компетенций в области создания широкофюзеляжных лайнеров.
Василий Сычёв
Бразильская компания Desaer разработает гибридный самолет ATL-100H. Как сообщает New Atlas, он будет взлетать и набирать высоту преимущественно за счет электромоторов, а в крейсерском режиме по большей части использовать турбовинтовые двигатели.