Пожилые люди учатся также быстро, как и молодые, если результат их обучения приносит пользу другим, но медленее — если выгоду получат только они сами. Это выяснили британские ученые, предложив 75 молодым и 77 пожилым людям игру, в рамках которой участники учились выбирать между двумя символами тот, который приносит выигрыш с высокой вероятностью. При этом выигрыш переводился в денежное вознаграждение или для самого участника, или для другого человека, или не приносил денег никому. Статья опубликована в журнале Nature Communications.
Просоциальное поведение или поведение, приносящее пользу другому, — важная составляющая жизни человеческого общества, которая способствует поддержанию социальных связей человека на протяжении всей жизни. Чаще просоциально себя ведут люди старшего возраста. Но пользу оно приносит как другим, так и самим акторам этого поведения, потому что для последних просоциальное поведение связано с повышением удовлетворенности жизнью, снижением эмоциональных реакций на стрессовые события и улучшением физического здоровья. Следовательно, просоциальное поведение может способствовать здоровому старению.
Старение человека — это сложный процесс, на течение которого влияют биологические факторы, социальные аспекты, мотивационно-личностные особенности человека и его образа жизни, а также окружающая среда. Поэтому изменение процессов обучения при нормальном здоровом старении можно объяснить не только когнитивным снижением, вызванным биологическими причинами, например, структурными или функциональными изменениями в работе головного мозга (хотя и это имеет место), но и, например, особенностями мотивационно-личностной сферы в этот период жизни. Ввиду того, что на этом жизненном этапе возрастает просоциальное поведение, то, возможно, способность к обучению связана с желанием помогать другим, быть им полезным.
Верность этого предположения проверила команда британских ученых под руководством Джо Катлера (Jo Cutler) из Бирмингемского университета, которая провела исследование с участием 75 молодых (от 18 до 36 лет) и 77 пожилых людей (от 60 до 80 лет). В ходе эксперимента каждый участник совершал выбор между двумя символами на экране компьютера. Один из символов был связан с высокой, 75-процентной, вероятностью получения баллов, а другой — с низкой, 25-процентной, вероятностью. Затем участники получали обратную связь о том, набрали они баллы вознаграждения за сделанный выбор или нет, — так со временем респонденты узнавали, какой символ приносит вознаграждение в большем числе случаев. При этом по условиям эксперимента до выбора участники знали, в каких конкретно раундах этой игры набранные баллы будут переведены в денежное вознаграждение для них самих, в каких — для другого человека, а в контрольных раундах они получали баллы, которые никому не приносили денег. Пока участники играли, исследователи оценивали, насколько быстро испытуемые учились определять значение символов в каждом из трех условий.
Результаты показали, что и молодые люди, и пожилые быстрее обучались, когда их действия приносили пользу им самим, по сравнению с тем, когда они помогали другим (p < 0,001). При этом пожилые люди обучались выбирать наиболее выгодный вариант медленнее, чем молодые, когда их выбор приносил пользу им самим (p = 0,009). Однако, делая выбор в интересах другого человека, пожилые люди учились с той же скоростью, что и молодые (p = 0,39). Интересно, что пожилые учились быстрее, когда их выбор приносил пользу другому, и по сравнению со скоростью обучения, когда выбор не приносил денежного вознаграждения никому (p = 0,02), а скорость обучения молодых людей была одинакова для этих двух условий (p = 0,57).
Кроме того, авторы задались вопросом, могут ли быть связаны с просоциально направленным обучением такие индивидуальные характеристики, как психопатические черты, которые в той или иной мере могут проявляться в норме и в большей степени характеризуют эгоцентричное поведение. Для этого участники заполнили опросник, с помощью которого ученые оценили уровень отсутствия чувства сочувствия и чувства вины, импульсивности и антисоциального поведения. И, как оказалось, по сравнению с молодыми людьми пожилые имели значительно более низкие уровни таких черт (p ≤ 0,005), но, что важнее, только у пожилых людей низкие оценки психопатических черт были связаны с просоциально направленным обучением. При этом наблюдаемые эффекты не были связаны с индивидуальными различиями в результатах тестов интеллекта, памяти и внимания.
На основе данных исследования авторы заключили, что возрастные различия в просоциальном обучении могут быть связаны со свойственными этому периоду жизни мотивационными и личностными сдвигами, а не только с общим снижением когнитивных способностей. А опираясь на предшествующие данные исследований мозга человека и обезьян, ученые предположили, что наблюдаемая у пожилых людей разница между обучением для себя и просоциально направленным обучением может объясняться тем, что эти процессы ассоциируются с различными структурами мозга.
Интересно, что процессы старения головного мозга и снижение когнитивных функций также связаны не только с биологическими факторами, но и с социальными. Так, американские ученые показали, что прочные социальные связи могут приостановить эти процессы у пожилых людей.
Екатерина Рощина