Американские ученые разработали устройство, способное получать электроэнергию из человеческого тела даже во время сна. Они соединили биотопливный элемент, который умеет собирать пот с кончиков пальцев и окислять содержащийся в нем лактат, и пьезоэлемент, который может вырабатывать дополнительную электроэнергию, когда человек печатает текст на компьютере или смартфоне. За десять часов сна устройство на одном пальце может запасти электроэнергию, достаточную для питания наручных часов в течение суток, а во время работы за компьютером — вдвое больше. Результаты исследования опубликованы в журнале Joule.
Электричество из человеческого тела можно получить разными способами: из тепла с помощью термоэлектрических генераторов, из механической энергии движений с помощью трибоэлектрических генераторов и пьезоэлементов, и даже путем окисления веществ, которые содержатся в нашем поте и слезах. Однако у большинства таких устройств есть общий недостаток — чтобы они начали работать человек должен активно двигаться и потеть (или хотя бы находиться в холодном помещении). То есть для того, чтобы превратить какую-то долю энергии в электричество, нужно параллельно потратить большое количество энергии просто так. А вот изготовить подобные устройства, которые могли бы получать электричество из человеческого тела в пассивном режиме, гораздо труднее.
Ученые
из
Калифорнийского Университета в Сан-Диего
под
руководством Джозефа
Ванга (Joseph Wang) разработали
устройство, которое может получать
электроэнергию, даже
когда человек находится в покое (например,
спит).
Их
устройство представляет собой миниатюрный
топливный элемент работающий на окислении
лактат-ионов
(молочной кислоты
и ее солей),
которые
содержатся в человеческом поту. В
такой ячейке на аноде под действием
фермента
лактатоксидазы
ион
лактата превращаются
в
ионы пирувата. а на
катоде происходит реакция
восстановления
кислорода.
Лактатные
биотопливные
элементы уже
использовались
ранее другими
учеными,
но
Ванг
и его коллеги разместили устройства
в нетипичном месте — на кончиках пальцев.
К
биотопливной ячейке они
добавили
пьезоэлектрический
элемент,
который
помогает
получать дополнительную энергию, когда
человек работает
с
клавиатурой,
мышкой
или дисплеем
телефона.
Основу
биотопливного элемента авторы
работы
изготовили из пористой пены на основе
нанотрубок (УНТ-пены).
Это прочный и гибкий материал, который
эффективно впитывает воду и достаточно
стабилен, чтобы выдержать нанесение
всех остальных слоев. Для того, чтобы сделать платиновый
катод, на УНТ-пену сначала методом
электроосаждения нанесли медь и платину,
а затем медь полностью
растворили.
Получились
наночастицы платины в порах
УНТ-пены.
Анод изготовили, нанеся на УНТ-пену
1,4-нафтохинон, фермент лактатоксидазу
и хитозан. После этого катод и
анод соединили вместе, причем оказалось,
что для
получения
максимальной мощности
площадь
анода должна
быть
вдвое больше, чем площадь катода. Чтобы
облегчить адсорбцию пота, на
внутреннюю
поверхность биотопливного
элемента,
нанесли гидрогель
из поливинилацетата. К внешней
поверхности
присоединили пьезоэлектрический элемент
на
основе титаната
циркония и свинца,
а
для защиты все
упаковали
в
полимерную
пищевую
пленку.
Готовое
устройство
имеет
площадь
в один квадратный сантиметр,
а к пальцу его можно прикрепить с помощью
стандартной
липкой
ленты.
За 10 часов сна биотопливный элемент на одном пальце может накопить до 400 миллиджоулей электроэнергии — этого достаточно для питания электронных наручных часов в течение суток. Когда человек работает за компьютером, его пальцы потеют сильнее, поэтому производство электроэнергии возрастает почти вдвое — до 79 миллиджоулей в час, а пьезоэлектрический элемент добавляет к этому еще около 30 миллиджоулей в час.
Авторы отмечают, что количество электроэнергии, выдаваемой биотопливным элементом, зависит от количества пота и содержания лактатов, поэтому для разных людей результат может отличаться более, чем в два раза. Эффективность пьезоэлектрической части была более постоянной, но тоже отличалась для разных испытуемых и при разных видах активности. Впрочем, выборка испытуемых в исследовании Ванга и его коллег пока что была совсем небольшой. Параметры, влияющие на количество полученной электроэнергии, авторы планируют подробнее изучить в будущих работах.
В марте мы писали об умной куртке, которая вырабатывает электричество двумя способами одновременно — правда человеку для этого все-таки приходится двигаться. Трибоэлектрические генераторы на рукавах работают за счет трения во время ходьбы и бега, а лактатный биотопливный элемент, похожий на тот, который использовали Ванг и его коллеги — и во время движения и после того, как оно прекратилось. В результате за десять минут быстрой ходьбы можно запасти электроэнергию для питания жидкокристаллического дисплея в течение тридцати минут.
Наталия Самойлова
И реагировать на них движениями
Американские инженеры связали на автоматическом станке свитеры для роботов, которые помогают ощущать прикосновения с помощью вшитых датчиков нажима. Свитеры пригодятся, чтобы управлять движениями роботов на производстве. Работа доступна на arXiv.org. Для работы на производстве с людьми, роботам нужно быть очень осторожными, чтобы случайно не травмировать человека. Есть разные способы сделать роботов безопасными, например прикреплять к ним мягкие подушки. Другая идея — научить роботов быстро определять контакт и отодвигаться от человека. В отличие от людей, у роботов нет кожи, но для них можно сделать другую систему для распознавания ощущений из жестких или эластичных материалов, или даже одежду из текстиля, если встроить в нее датчики прикосновений. Одежду можно быстро изготавливать на ткацком станке в промышленных масштабах, и надевать на роботов разных форм и размеров. Группа инженеров из Университета Карнеги под руководством Джеймса МакКанна (James McCann) и Ян Вэньчжэня (Yuan Wenzhen) создала свитеры для роботов, которые могут надежно определять прикосновения. По словам авторов, обычно у текстильных сенсоров есть проблема: они быстро деформируются и перестают надежно работать. Исследователи попробовали с этим справиться, связав свитеры из трех слоев пряжи. Верхний и нижний слой сделаны из обычного нейлона, на котором чередуются широкие и узкие полосы. Широкие полосы сотканы из полиэстеровой металлизированной пряжи, которая хорошо проводит электричество, а узкие полосы изолятора сделаны из акрила. Средний слой — это сетка из района (искусственного шелка). Чем она тоньше, тем выше чувствительность свитера к легким прикосновениям, и наоборот — плотный средний слой подходит для сильных нажатий. Слои ткани с помощью пуговиц с проводами соединяются с устройством для считывания сопротивления, и вместе с ним превращаются в электронную схему. Когда кто-то дотрагивается до свитера, верхний и нижний слои ткани соприкасаются через отверстия в районовой сетке, и сопротивление в системе уменьшается. По сопротивлению можно определить силу нажатия. Инженеры протестировали, насколько надежно устройство определяет силу и место контакта со свитером. Первая серия экспериментов проверяла, как эффективность сенсоров меняется со временем. Эксперименты включали 42 секунды контакта с сенсорами по 20-30 раз на протяжении 4 дней. Авторы не приводят точные цифры результатов, но утверждают что сенсоры показывали стабильные результаты по определению места контакта все 4 дня, с небольшими погрешностями в конце эксперимента. Также исследователи протестировали точность сенсоров на плоской и изогнутой поверхности. На плоской поверхности по сопротивлению датчиков можно было точно определить силу нажатия. На изогнутой поверхности корреляция между сопротивлением и силой нажатия сохранилась, но выросло ее стандартное отклонение. Таким образом, сложность поверхности негативно повлияла на точность определения нажатия. Наконец, инженеры проверили эффективность чувствительных свитеров на роботах. Они надели свитер на робота Kuri, который должен был повернуть голову в ответ на прикосновение. В будущем технологию RobotSweater можно использовать, чтобы обучать роботов: например, похлопать по плечу в качестве похвалы. Пока инженеры показали, как свитеры могут пригодиться на производстве: например, промышленный робот в свитере останавливается и меняет направление движения в ответ на прикосновения. https://www.youtube.com/watch?v=YGUV1dHuCRc Прикосновения может определять не только одежда для роботов, но и искусственная кожа, которую разработала группа ученых из Стэнфордского университета. Пока кожу испытали на крысах, но авторы планируют в будущем встроить ее в человеческие протезы, чтобы улучшить их чувствительность.