Сорок шесть американских истребителей F-35 остались без работающих двигателей. Как сообщает The Drive, больше всего эта проблема отразилась на ВВС США: ремонта ожидает 41 истребитель, это около 15 процентов всех их F-35. Предполагается, что истребители столкнулись с быстрым изнашиванием теплозащитного покрытия лопаток ротора турбин.
F-35 разрабатывают с 2001 года. У истребителя есть три базовые версии: F-35A с обычным взлетом для ВВС, F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой для морской пехоты и F-35C палубного базирования для ВМС. Первым из них статус начальной оперативной готовности получил F-35B, а затем на вооружение приняли F-35A и F-35C.
Все F-35 оснащены турбореактивными двухконтурными двигателями F135 с форсажной камерой. F135 появились в конце 2000-х годов. Они состоят из трехступенчатого вентилятора, шестиступенчатого компрессора высокого давления, кольцевой камерой сгорания, а также турбины высокого и низкого давления.
Проблемы с двигателями у F-35 случаются не впервые. В феврале военные столкнулись с их нехваткой. Центр технического обслуживания на базе «Тинкер» не мог завершить техническое плановое обслуживание силовых установок так быстро, как это требовалось. Уже тогда специалисты обнаружили преждевременное изнашивание покрытия лопаток ротора турбин, но в небольших количествах. Тем не менее, военные опасались, что от пяти до шести процентов F-35 могут оказаться без двигателей к 2022 году.
Руководитель программы F-35 Эрик Фик на слушаниях в палате представителей в июле заявил, что двигатели вышли из строя у 46 истребителей пятого поколения. Среди них оказался 41 самолет военно-воздушных сил, два самолета корпуса морской пехоты и ВМС и три, находящиеся в эксплуатации у союзников. К маю этого года ВВС США получили 283 F-35. Это значит, что около 15 процентов их истребителей этого типа пока не могут участвовать в операциях. По словам журналиста Aviation Week Стива Тримбла, истребители столкнулись с быстрым изнашиванием теплозащитного покрытия лопаток ротора турбин. В частности, с неожиданной деградацией сплава силиката кальция, магния и алюминия.
В будущем двигатели F-35 могут заменить на адаптивные XA100, о которых мы писали ранее. В их конструкции используются керамические матричные композиты, полимерные матричные композиты и детали, произведенные с применением аддитивных технологий.
Василиса Чернявцева