Исследовательское автономное судно Surveyor американской компании Saildrone завершило свое первое путешествие из Сан-Франциско в Гонолулу. Как сообщает Saildrone, оно заняло 28 дней. Робот проплыл 4,2 тысячи километров и нанес на карту более 11,8 тысячи квадратных километров дна океана.
Океан покрывает 70 процентов поверхности Земли, но более 80 процентов его дна все еще не изучено и не нанесено на карту. Отчасти это связано с тем, что океанические исследования стоят дорого. В них традиционно отправляют большие суда, на строительство которых уходят сотни миллионов долларов, а на эксплуатацию — еще несколько тысяч долларов в день.
Надводные и подводные роботы могут существенно упростить работу всем, кто изучает море и сделать морские исследования доступнее. Их разработкой занимается целый ряд компаний. Например, IBM создала автономное судно «Мейфлауэр», которое умеет собирать информацию о закислении океана, микропластике и морских млекопитающих, а Teledyne Webb Research — подводный глайдер, наблюдающий за состоянием воды и течениями.
Американская компания Saildrone представила исследовательское автономное судно Surveyor в январе. Оно предназначено для исследования океана глубиной до семи тысяч метров. Длина Surveyor — 22 метра, масса — 14 тонн, а крейсерская скорость — шесть узлов. В движение судно приводит энергия ветра и солнца, но у него есть и вспомогательная дизельная установка мощностью 75 лошадиных сил. Робот может проплывать до 4630 километров и находиться в море более девяти месяцев.
Первое путешествие Surveyor завершилось 8 июля. За 28 дней робот проплыл от Сан-Франциско до Гонолулу — 4,2 тысячи километров. По пути он нанес на карту более 11,8 тысячи квадратных километров дна океана. Теперь компания собирается построить целый флот судов Surveyor, чтобы за следующие 10 лет нанести на карту морское дно всех океанов Земли.
Не все роботы для изучения океана похожи на суда или глайдеры — есть и более необычные, напоминающие морских обитателей. Ранее мы писали про робота-краба, который умеет исследовать сложные рельефы морского дна и активно взаимодействовать с окружением.
Василиса Чернявцева
Это помогло увеличить время полета
Инженеры из компании Elythor разработали квадрокоптер-конвертоплан, оснащенный четырьмя поворачиваемыми крыльями. Они могут независимо друг от друга складываться вдоль корпуса или отклоняться на 90 градусов, превращая дрон в биплан. Бортовая электроника дрона отслеживает положение корпуса, а также скорость и направление ветра, в реальном времени подстраивая положения крыльев под эти условия. Благодаря этому удается повысить стабильность полета и снизить энергопотребление. Описание квадрокоптера приведено в диссертации разработчика. Инженеры давно разрабатывают дроны с гибридной конструкцией, которые совмещают преимущества мультикоптеров, способных вертикально взлетать и садиться, с возможностью полета на дальние дистанции, которой обладают дроны самолетного типа. Обычно у гибридов есть крылья и поворотные винты, которые разворачиваются в нужном направлении в зависимости от режима полета. В другом варианте используется две группы винтов, одна из которых работает только в режиме висения Несмотря на универсальность гибридных дронов, они имеют и недостатки. Из-за больших габаритов в мультикоптерном режиме у них низкая маневренность и высокая парусность по сравнению с дронами без крыльев. Поэтому их сложно использовать в ограниченном пространстве, а вне помещений в режиме висения гибриды тратят больше энергии на борьбу с ветром, что снижает продолжительность полета. Выход из этой ситуации предложили инженеры из стартапа Elythor, созданного сотрудниками Федеральной политехнической школы Лозанны. Они разработали квадрокоптер Morpho, со складными крыльями, которые автоматически адаптируются к ветру и режиму полета. Всего у дрона массой 3,8 килограмма четыре подвижных крыла, по два с каждой стороны фюзеляжа. Сервомоторы могут независимо отклонять каждое из крыльев на 90 градусов. Четыре винта дрона расположены как и у обычного квадрокоптера на концах крестообразной рамы и вращаются 500-ваттными электромоторами. Заряда аккумуляторов прототипа хватает на 17 минут полета. Садится дрон на хвост, а в качестве опор могут использоваться отклоненные назад крылья. В полностью сложенном состоянии крылья расположены вдоль фюзеляжа дрона. При переходе к горизонтальному полету они поворачиваются перпендикулярно корпусу, превращая дрон в биплан. Бортовая электроника отслеживает положение дрона в пространстве, определяет направление и скорость ветра, воздействующего на корпус, и исходя из этого подстраивает углы отклонения крыльев. Так, например, в режиме висения, когда требуется сохранять стабильность полета, крылья остаются сложенными вдоль корпуса, чтобы снизить парусность дрона. Однако, если необходимо совершить поворот вокруг вертикальной оси алгоритм с помощью сервомоторов отклоняет то или иное крыло в нужный момент, используя их в качестве парусов. Таким образом ветер помогает дрону совершать необходимые маневры, снижая нагрузку на моторы. По словам разработчиков, благодаря этому при сильном ветре расход энергии во время вертикального полета можно снизить до 85 процентов. Разработчики предполагают, что основным применением Morpho станет инспекция расположенных на больших площадях инженерных сооружений, например, электростанций и высоковольтных линий электропередач. После вертикального взлета дрон будет подлетать к нужным объектам, проводить их обследование с помощью камер, а затем перелетать к следующей цели, используя горизонтальный полет, если она располагается достаточно далеко. https://www.youtube.com/watch?v=tOUkn7YmYV4 Для дронов, которые планируется использовать в тесных помещениях, на первый план выходит безопасность полета. Инженеры из компании Cleo Robotics создали дрон, несущие винты которого находятся внутри пончикообраного корпуса. Благодаря этому они надежно защищены от столкновений с окружающими предметами.