Вырубка амазонских джунглей обрекла птенцов гарпий на голодную смерть

Гарпии, крупные хищные птицы родом из Центральной и Южной Америки, серьезно страдают от вырубки джунглей. Как показало исследование, основанное на использовании фотоловушек и анализе остатков добычи, эти птицы не могут найти достаточно пищи для потомства, если потери леса вокруг гнезда превышают 50 процентов. В результате птенцы гибнут от голода — и это отрицательно сказывается на перспективах вида. Результаты работы опубликованы в статье для журнала Scientific Reports.

Гарпии (Harpia harpyja) — одни из самых крупных хищных птиц в мире: самцы этого вида весят в среднем 5,9 килограмма, а самки — 7,3 килограмма. Обитают они в джунглях Центральной и Южной Америки, где охотятся на ленивцев, обезьян и других позвоночных, населяющих кроны деревьев. К сожалению, родные леса гарпий быстро исчезают по вине людей, которые вырубают высокие деревья, необходимые этим птицам для строительства гнезд, и расчищают земли под нужды сельского хозяйства. В результате ареал и численность этих хищников сокращаются. Особенно уязвимыми их делают медленные темпы размножения: одна пара раз в два-три года выводит всего одного птенца.

Команда орнитологов во главе с Эвертоном Мирандой (Everton B. P. Miranda) из Университета Квазулу-Натал решила больше узнать о том, как исчезновение лесов влияет на способность гарпий находить пищу. Для этого исследователи отправились в бразильский штат Мату-Гросу — один из регионов, где джунгли Амазонии вырубают особенно интенсивно. Разыскав шестнадцать гнезд гарпий с птенцами, Миранда и его коллеги установили на них фотоловушки и изучили остатки добычи, лежащие в гнездах и под ними.

В общей сложности камеры запечатлели в гнездах гарпий 279 жертв, 253 из которых удалось идентифицировать до рода или вида. Кроме того, еще 53 съеденных животных опознали на основе их останков. Оказалось, что около половины добычи, принесенной гарпиями в гнездо, приходится всего на три вида: двупалых ленивцев (Choloepus didactylus), капуцинов-фавнов (Sapajus apella) и серых шерстистых обезьян (Lagothrix cana). Все они обитают в древесных кронах. Видовой состав жертв не отличался между самками и самцами. Тем не менее в соответствии с результатами предыдущих исследований, самки приносили в гнездо в основном крупных взрослых особей, а более мелкие самцы — молодых, которые весили на 57,3 процента меньше.

Миранда и его соавторы ожидали, что в ответ на вырубку джунглей гарпии переключатся на наземных позвоночных с травянистых равнин и сельхозугодий или мелкий скот. Однако наблюдения не подтвердили данную гипотезу: даже на сильно обезлесенных территориях птицы продолжали выкармливать птенцов в основном ленивцами и обезьянами (за исключением единственного гнезда на юге штата, где гарпии кормили потомство почти исключительно голохвостыми броненосцами (Cabassous sp.); впрочем, авторы исключили его из анализа). В результате на участках, где осталось мало леса, гарпии реже приносили в гнезда еду. Кроме того, сократился средний размер добычи: если в гнездах, расположенных посреди джунглей, птенцы получали 0,69 килограмма пищи в день, то в ландшафте, потерявшем 50 и более процентов леса, эта цифра сократилась до 0,11 килограмма в день.

В ходе предварительных работ Миранда и его соавторы не смогли обнаружить гнезд гарпий на участках, где люди вырубили более 70 процентов джунглей (за исключением двух участков, где леса сохранились вдоль рек и соединялись с более крупными лесными массивами). Из этого наблюдения орнитологи сделали вывод, что именно такой порог является для данного вида птиц критическим. Однако исследование показало, что, хотя гарпии и строят гнезда на участках, лишившихся по вине человека 50-70 процентов леса, выкормить птенцов они здесь не могут, поскольку те получают слишком мало пищи. Ученые стали свидетелями того, как оперенные птенцы погибли от голода на трех гнездах, находившихся на участках, где вырубили 63,3, 54,3 и 53 процента лесов. Таким образом, именно 50-процентный порог обезлесения делает территорию неподходящей для гарпий.

По расчетам авторов, вырубка лесов привела к тому, что площадь подходящих для гарпий местообитаний на севере штата Мату-Гросу сократилась на 35 процентов. Это соответствует потере примерно 3256 гнездящихся пар. Хотя джунгли все еще покрывают 64,9 процента северного Мату-Гросу, значительная их часть приходится на территории индейцев — а они регулярно охотятся на гарпий, в том числе ради их перьев. Миранда и его коллеги отмечают, что для сохранения гарпий в южной части Амазонии необходим комплексный подход, включающий работу с коренными народами и развитие экотуризма, благодаря которому леса приобретут большую ценность в глазах местных жителей.

Не только гарпии охотятся на ленивцев и обезьян. Как выяснили зоологи, сходного рациона придерживаются ягуары (Panthera onca) из затапливаемых лесов Амазонии, когда из-за паводка им приходится на три-четыре месяца переселяться в древесные кроны.