Страховой институт дорожной безопасности (IIHS) и Consumer Reports снова присвоили (1, 2) Tesla Model 3 высший уровень безопасности после того, как автопроизводитель отказался от использования радара в своих автомобилях. IIHS провела тесты и показала, что Model 3 без радара успешно предотвращает столкновения с другими автомобилями и значительно снижает скорость перед столкновением с пешеходами.
В коммерчески доступных автомобилях и пока еще находящихся в разработке беспилотных автомобилях инженеры применяют различные технические решения, но среди них можно выделить стандартные подходы, особенно касающиеся систем безопасности. Во многих современных автомобилях высокого ценового сегмента есть система предотвращения столкновений, которая сама замечает сближение со статичным или более медленным объектом и тормозит автомобиль. Эти системы работают на основе радара, качество работы которого не зависит от времени суток и практически не падает при дожде и снеге.
Tesla, как и остальные автопроизводители, использовала в своих автомобилях радар, а также, в отличие от многих компаний, множество камер со всех сторон кузова. На основе этих датчиков и алгоритмов машинного обучения компания создала сначала систему частичного автопилота, а в конце 2020 года начала рассылать некоторым владельцам новое программное обеспечение, технически делающее их автомобили беспилотными. Уже на тот момент условно беспилотные Tesla сильно отличались от остальных беспилотников тем, что не использовали для навигации лидары, а в мае компания объявила, что с конца апреля перестала устанавливать в новые автомобили Model 3 и Y радары. Tesla объявила, что в первые недели в этих машинах будет отсутствовать часть привычных функций, в том числе автоматический возврат в полосу. Сразу же после этого некоторые организации, тестирующие и оценивающие автомобили, в том числе IIHS и Consumer Reports, лишили Model 3 и Y высшего уровня безопасности, присвоенного им по результатам стандартных испытаний.
В июне IIHS провела повторные тесты систем активной безопасности новых автомобилей без радара и вернула им максимальную оценку. Специалисты провели два типа тестов на предотвращение столкновения с другим автомобилем и с пешеходом. На скоростях в 20 и 40 километров в час автомобиль смог избежать столкновения со статичным имитатором автомобиля, поэтому он получил максимальный рейтинг в этом испытании. Аналогично себя вели и модели предыдущих лет.
В тестах с пешеходами результаты оказались не такими однозначными. Всего у IIHS три теста такого типа: в двух из них имитатор взрослого или ребенка пересекает дорогу перпендикулярно машине, а в третьем имитируется, что взрослый пешеход идет параллельно машине вперед. В пересекающих тестах автомобиль значительно снизил скорость перед столкновением (на 16-21 километр в час) или полностью затормозил. В параллельном тесте при 40 километрах в час автомобиль снизил скорость с 40 до 1,5 километра в час и с 59,5 до 19,3 километра в час. По итогам тестов организация присвоила за этот компонент промежуточный рейтинг (вторая ступень из трех возможных). Стоит отметить, что предыдущая модель получила аналогичный рейтинг, но в трех из шести тестах ей удалось избежать столкновения.
Tesla с автопилотом попадали в смертельные аварии, в том числе в две почти идентичные: автомобиль врезался в светлый фургон, не различив его на фоне светлого неба. Радар мог бы помочь избежать аварии, но из-за частых ложных срабатываний инженеры Tesla решили отсекать с его данных все высокие объекты. Пока неизвестно, удалось ли разработчикам компании решить эту и подобные проблемы с трудноразличимыми объектами.
Григорий Копиев