Мигрирующий дупель поднялся на высоту 8700 метров

Во время миграций из Скандинавии в Африку и обратно кулики дупели регулярно меняют высоту полета. По ночам они держатся на высоте около 1600-2100 метров, а с приходом дня поднимаются до 3800-4500 метров. Отдельные особи забираются еще выше — до 8700 метров. Как отмечается в статье для журнала Current Biology, скорее всего, на больших высотах дупели избегают перегрева в дневные часы.

Многие кулики из семейства бекасовых (Scolopacidae) размножаются на севере Евразии и Северной Америки, а зимовать улетают в тропики и субтропики. Миграции, которые они совершают дважды в год, относятся к числу самых удивительных во всем птичьем мире. Например, малые веретенники (Limosa lapponica) с Аляски во время осеннего перелета в Новую Зеландию могут преодолевать до 12200 километров над Тихим океаном без единой остановки. А дупели (Gallinago media), которые гнездятся от Скандинавии до севера России, по пути в тропическую Африку летят с очень высокой средней скоростью — около ста километров в час.

Команда орнитологов во главе с Оке Линдстрёмом (Åke Lindström) из Лундского университета решила больше узнать о миграциях дупелей. В 2015-2019 годах исследователи ловили на токах в Центральной Швеции самцов данного вида, снабжали их миниатюрными датчиками весом менее двух граммов и отпускали на волю. В общей сложности на птиц повесили 107 приборов (некоторых особей помечали неоднократно в разные годы). В течение трех лет часть дупелей удалось поймать повторно и вернуть 32 датчика, из которых 16 записали данные о высоте дальних миграционных перелетов.

Анализ собранной информации продемонстрировал, что ежегодная миграция дупелей состоит из трех длинных отрезков, каждый из которых совершается без единой остановки. В конце августа эти кулики покидают Швецию и отправляются в Сахель, по пути пересекая Сахару. Примерно месяц спустя они начинают перелет из Сахеля к местам зимовки в районе экватора. А в середине апреля стартует весенняя миграция с экватора к местам размножения в Скандинавии. Каждый из трех этапов пути в среднем занимает 73,4, 23,2 и 82,4 часа соответственно. Интересно, что перелеты дупелей всякий раз начинаются в послеобеденные часы: Швецию они покидают около 19:00, Сахель — в районе 17:20, а с экватора вылетают примерно в 16:20.

Линдстрём и его коллеги выяснили, что высота, на которой летят мигрирующие дупели, меняется в течение суток. По ночам птицы держатся на средних и больших высотах, однако с рассветом поднимаются еще выше и остаются здесь весь день. Спускаются они лишь ближе к вечеру. На каждом из трех отрезков пути этот цикл повторяется несколько раз.

Средняя высота миграции во время осеннего перелета в Африку составляет 3348 метров, во время путешествия из Сахеля к экватору — 2364 метра, а возвращающиеся в Швецию птицы держатся на высоте 2820 метров. При этом в дневные часы дупели, летящие в Африку, поднимаются до 4549 метров, что более чем в два раза выше, чем ночью (2126 метров). Во время внутриафриканского перелета кулики летят на высоте 3875 метра днем и 1860 метров ночью, а в ходе весенней миграции — на высоте 4141 метра днем и 1612 метров ночью.

Некоторые особи поднимались еще выше. Например, трекер одного дупеля записал высоту 8077 метров. Сопоставив данные прибора с информацией о погодных условиях, исследователи пришли к выводу, что в действительности птица летела на высоте 8700 метров — то есть чуть ниже высоты Эвереста. На высоте более 8000 метров дупель оставался пять часов.

По словам Линдстрёма и его коллег, в последние годы появляется все больше данных, согласно которым мигрирующие птицы в течение суток меняют высоту перелета, днем поднимаясь на более значительные высоты. Например, дроздовидные камышовки (Acrocephalus arundinaceus) из Европы, пересекая Сахару и Средиземное море, совершают длинные беспосадочные перелеты продолжительностью более десяти часов, причем по ночам они перемещаются на обычной для воробьиных птиц высоте около двух с половиной километров, а с рассветом поднимаются до пяти-шести километров. Предполагается, что такая стратегия позволяет птицам избегать перегрева и встреч с дневными хищниками, а также лучше видеть наземные ориентиры. Исследователи полагают, что в случае дупелей важнейшую роль играет именно температурный фактор.

Сахару регулярно пересекают не только птицы, но и перелетные бабочки репейницы (Vanessa cardui). Исследователи установили, что основной район зимовки этих насекомых находится в Западной Африке. Чтобы добраться отсюда до Скандинавии, где репейницы проводят лето, им приходится преодолевать рекордные для насекомых 12000-14000 километров. Правда, на север прилетают не те же самые бабочки, что зимовали в Африке, а их внуки и правнуки, появившиеся на свет во время путешествия.

N + podcast: обсуждаем с Александром Лукашевым паразита питонов в мозге человека