Археологи собрали в единую базу разрозненные сведения о тысячах случаев проникновения в средневековые могилы по всей Европе и проанализировали необычную практику. Долгое время считалось, что нарушение целостности погребений — это результат грабительских вкопов, сделанных спустя некоторое время после захоронения. Исследователи пришли к выводу, что основной причиной проникновения в могилу было изъятие из нее каких-либо предметов, но не для обогащения. Нарушение целостности погребений, скорее всего, не связано с ограблениями и наживой, а мотивировано представлениями средневековых жителей Европы о смерти и взаимоотношениях живых и мертвых. Унесенные из могил предметы, возможно, служили символами ментальной связи с умершими предками, защищали или выполняли какую-либо другую функцию. Результаты исследования опубликованы в Antiquity.
Во время раскопок европейских могильников V–VIII веков нашей эры археологи заметили, что многие погребения были нарушены еще в средние века. На некоторых некрополях проникновение было совершено в одну или две могильные ямы, на других оказались потревоженными почти все захоронения. Судя по сохранившемуся содержимому, эти действия совершали вскоре после ингумации, когда тело еще не успело полностью разложиться. Человеческие останки и погребальный инвентарь оказались перемешанными или сдвинутыми, часть предметов и костей отсутствовала. Пропажу металлических вещей доказывают пятна окислов, оставшиеся на костях в том месте, где они находились во время погребения. В то же время в могилах могло оставаться много ценных предметов и украшений из драгоценных металлов и камней.
Археологи под руководством Алисон Клевнес (Alison Klevnäs) из Стокгольмского университета провели масштабные исследования и обобщили сведения из разных регионов Европы о фактах древнего вскрытия захоронений на средневековых могильниках. Исследователи обнаружили, что нарушение целостности захоронений встречается по всему Европейскому континенту от Британских островов до Трансильвании. С конца VI века практика проникновения в погребения и удаление или перемещение в них артефактов становится повсеместной.
Авторы собрали сведения о нарушениях целостности могил на территории Румынии, Венгрии, Чехии, Словакии, Швейцарии, Австрии, Германии, Бельгии, Нидерландов, Франции и юго-восточной Англии. Исследование показало, что захоронения чаще всего вскрывали в течение жизни одного поколения после погребения. Судя по следам, повторные открытия приходились на время, когда разрушение мягких тканей уже произошло, но деревянные конструкции еще не разрушились. Появление вскрытых погребений не останавливало функционирования могильников, их эксплуатация продолжалась и после этого. Максимальное количество случаев приходится на конец VI–VII века.
Авторы проследили закономерность удаления артефактов из вскрытых могил: чаще всего забирали мечи, крупные ножи и броши. В некоторых случаях изымались только части предметов — отдельные детали наборных поясов или фрагменты мечей. Большая часть повреждений скелетов и артефактов произошла во время раскапывания могильной ямы, при этом намеренного нанесения повреждений останкам исследователи не обнаружили.
Исследователи рассмотрели возможные экономические, этнические и культовые версии этого явления. Среди них: ограбление или восполнение запасов дефицитных металлов (железа, бронзы, серебра и золота); уничтожение или осквернение наследия ушедших групп при смене одного населения другим. Высказана версия, что с началом христианизации был возможен перенос останков предков из языческих захоронений на новые христианские кладбища. Однако, систематизация большого массива сведений не дала преимущества ни одной из гипотез. Авторы считают маловероятным простое ограбление могил и не сомневаются, что вмешательства в погребения совершались для осознанного извлечения определенных, при этом не всегда самых ценных, предметов. Ученые пришли к заключению, что несмотря на некоторые региональные особенности, средневековые вскрытия захоронений входили в систему духовных представлений о единстве реальной и потусторонней жизни и о желании людей взаимодействовать с миром мертвых. И извлеченные из могил предметы, возможно, служили проводниками этих сакральных контактов.
N + 1 уже писал о том, как жители средневековой Англии в X–XIII веках защищались от «оживших мертвецов». Чтобы избежать их воскрешения, сельские жители расчленяли останки и разбивали кости.
Елена Синицкая