Китайские инженеры выяснили роль волосков на поверхности пчелиного брюшка — оказалось, что они снижают контакт между брюшными пластинками, тем самым понижая трение между ними. Это позволяет пчелам совершать телескопические движения брюшком с экономией 40 процентов энергии на силе трения. Для теоретического описания поверхности брюшка ученые разработали модель упруго-пластической деформации волосатых поверхностей — волоски выступают в роли упругих амортизаторов. Статья опубликована в журнале Applied Materials & Interfaces.
Пчелы при своем движении телескопически вытягивают свое брюшко с помощью складчатой межсегментной мембраны. Уже известно, что для снижения трения поверхность их тела покрыта воском, выделяющимся из желез. Однако не только густая смазка помогает справляться с нежелательным трением. Вдохновляясь работами, посвященными структуре поверхности жуков, ученые уже получили покрытия со структурно сниженным трением. Такие покрытия помогут при разработке материалов, при эксплуатации которых сухого трения не избежать (например, в вакуумных установках).
Минъюэ Ван (Mingyue Wang) с коллегами из Пекинского института технологий и университета Цинхуа изучил волоски на поверхности пчелиных брюшек. В качестве объектов наблюдения ученые выбрали несколько пчел из местной лаборатории. Для того чтобы пронаблюдать движение брюшных сегментов, ученые закрепили голову и грудь пчелы. За один цикл сгибания брюшка длина пятого сегмента изменялась с 385 до 1004 микрометров, при этом среднее расстояние между пятым и шестым сегментом менялось в промежутке 0–600 микрометров, что подтверждает высокую вероятность трения, если бы у пчел не было для этого специального механизма.
После естественной смерти пчелы ученые отсекли брюшко от остального тела. Они были промыты в растворе фосфатного буфера при обработке ультразвуком, чтобы смыть остатки пыли и пыльцы. Затем брюшки дополнительно промывали и обезвоживали с помощью этанола, после чего они были подвергнуты десикации и покрыты слоем золота для возможности съемки электронным микроскопом. В ходе съемки удалось установить размеры волосков: в длину — 100-200 микрометров, а в толщину до 6 микрометров. При этом волоски ветвились от 10 до 30 раз, а плотность волосков на поверхности оказалась равной приблизительно 150 волосков на квадратный миллиметр.
Для определения силы трения ученые провели эксперимент с помощью атомного силового микроскопа. К зонду крепился квадратный образец спинки пчелы, а в качестве поверхности трения была выбрана волосатая поверхность и контрольная гладкая поверхность. В общем случае при одинаковой нагрузке трение по волосатой поверхности оказалось меньше, чем по гладкой поверхности.
Чтобы установить, как волоски снижают трение, ученые рассмотрели механическую модель. Контакт между сегментом брюшка и плоской поверхностью является пластичным, тогда как с волосатой поверхностью упруго-пластичным. К тому же, исходя из карты контактов, контакт с гладкой поверхностью имеется по всей плоскости, а с волосатой поверхностью — только по срезу волосков. При расчете стало ясно, что вклад пластических деформаций на волосатой поверхности оказался ниже, чем с плоской поверхностью — то есть волоски выступают в качестве упругих амортизаторов.
Для того чтобы оценить энергию, сохраняемую при снижении трения, инженеры рассчитали среднюю силу трения в 6 сегментах, а также оценили количество интервалов сокращения за 18 дней (~622 тысячи сокращений брюшка). С ростом нагрузки выигрыш по энергии между волосатой и гладкой поверхностью только увеличивается. При пчелиных нагрузках волоски помогают сократить трение на 40 процентов и сохранить 0.69 миллиджоуля. Ученые надеются, что нанесение упругих микроволосков на поверхности мягких устройств позволит повысить их износостойкость.
Микроволоски могут не только снижать трение между поверхностями, но и увеличивать адгезию за счет Ван-дер-Ваальсового взаимодействия. Этим пользуются гекконы и перенимающие опыт инженеры, создающие на подобных эффектах более цепкие актуаторы.
Артем Моськин
Результат получила коллаборация Belle II
Выход за пределы Стандартной модели — важнейшая поисковая задача физиков, занимающихся элементарными частицами. В первую очередь они ориентируются на существующие крупные аномалии, например, темную материю. Множество расширений Стандартной модели опирается на введение новых невидимых бозонов, которые могли бы стать такой материей. Один из процессов, где такие бозоны могли бы себя проявить — это распад тау-лептона. Физики знают, что этот тяжелый лептон распадается на электрон или мюон и соответствующий набор нейтрино. Ряд теорий, однако, предсказывает альтернативный канал распада, в котором вместо нейтрино рождается темный бозон. Проверить эту гипотезу вызвались физики из коллаборации Belle II, работающие на лептонном коллайдере SuperKEKB. В ходе измерительной кампании, длящейся с 2019 по 2020 год, ученые собрали данные о более, чем 57 миллионах событий, в которых сталкивающиеся электроны и позитроны превращаются в таон-антитаонные пары при энергии в системе центра масс, равной 10,58 гигаэлектронвольта. Интегральная светимость эксперимента составила 62,8 обратного фемтобарна. Физиков интересовали коэффициенты ветвления процессов с участием темных бозонов, деленные на соответствующие коэффициенты для известных процессов. Авторы протестировали собранные данные для бозонов в диапазоне масс от 0 до 1,6 гигаэлектронвольта и не нашли подтверждения этой гипотезе. Результат работы физиков накладывает новые ограничения на отношения коэффициентов ветвления: (6−36)×10−3 для распада на электрон и (3−34)×10−3 для распада на мюон с доверительным интервалом 95 процентов. Японский коллайдер SuperKEKB — это модернизированная версия его предшественника, коллайдера KEKB. Он был снова запущен после семи лет ремонта в 2018 году. С тех пор на нем было получено множество новых результатов, например, уточненное время жизни очарованного лямбда-бариона.