Одомашнивание увеличило объем серого вещества у лисиц

Ученые из Новосибирского Академгородка установили, что у одомашненных лисиц больше объем серого вещества мозга по сравнению с теми животными, у которых селекция не проводилась. Зоологи пришли к такому выводу, когда сравнили томограммы мозга у разных линий лисиц. При этом они не нашли отличий в строении мозга между агрессивной и ручной линиями лис. Исследование опубликовано в Journal of Neuroscience.

В 1959 году в Новосибирском Академгородке начался эксперимент по одомашниванию лисиц. Его организовал академик Дмитрий Беляев, который хотел воспроизвести ход эволюции от волка к собаке в реальном времени, чтобы увидеть, как протекает процесс одомашнивания. Для селекции на дружелюбное поведение по отношению к человеку он выбрал серебристо-черных лисиц, которых в советское время разводили по всей территории СССР. Эти животные были выбраны неслучайно, ведь лисицы, так же как и волки, относятся к семейству псовых. Селекционеры вывели уникальную популяцию лис, которые более игривы и дружелюбны, чем их дикие собратья. С 1970-х годов стали также отбирать лисиц, которые демонстрировали агрессивное поведение по отношению к человеку. В результате у ученых сейчас живут три линии лисиц —агрессивная, ручная и дикая, не подвергавшаяся селекции.

В процессе одомашнивания изменилось не только поведение лисиц, но и их внешний облик. В результате частичной потери меланина в окрасе начали появляться белые пятна. У некоторых стал встречаться закрученный хвост и висячие уши. В отличие от внешних признаков, пока еще мало известно о нейрокогнитивных эффектах одомашнивания. До этого исследования проводились в основном на собаках и волках, между которыми нашли существенные отличия в строении префронтальной коры и лимбической системы, а также в связях между префронтальной корой двух полушарий. У лисиц из Новосибирского Академгородка в предыдущих работах выявили различия в экспресии генов в преферонтальной коре, гипоталамусе, базальном переднем мозге, но при этом макроскопическое строение мозга не сравнивали.

Ученица академика Беляева Людмила Трут (Lyudmila N. Trut) из Института цитологии и генетики СО РАН и ее коллеги изучили строение мозга у трех линий лисиц — ручной, агрессивной и не подвергавшейся селекции. Для анализа использовали магнитно-резонансную томографию. Оказалось, что у лисиц, с которыми проводили селекцию, произошли изменения в строении мозга. Исследователи выявили увеличение объема серого вещества (p = 0,004), особенно в моторной, соматосенсорной, префронтальной коре, миндалевидном теле, гиппокампе и мозжечке. Разницы в строении мозга между ручной и агрессивной линиями лис не было (p = 0,992).

Результаты работы оказались неожиданными для ученых. Селекция по признаку дружелюбности к человеку вызвала сходные изменения в мозге ручной линии лисиц и агрессивной, но при этом обе линии отличались от лисиц, с которыми селекция не проводилась. Изменения коснулись регионов префронтальной коры и лимбической системы, что сходится с результатами работ по собакам и волкам. Также исследователи отмечают, насколько быстро произошли изменения в структуре мозга — прошло менее ста поколений.

Несколько лет назад вышла книга, описывающая историю одомашнивания лисиц в Новосибирском Академгородке. Ее фрагмент можно почитать у нас.

Медведь и волк одновременно напали на лосиху с детенышем