Чилийские ученые определили новых хозяев у трихинелл — паразитов выявили у чилийской кошки и малого гризона. Исследователи отмечают, что полученные данные важны для профилактики и контроля трихинеллеза. Работа опубликована в журнале PeerJ.
Трихинеллез — опасное заболевание человека и других животных, вызываемое трихинеллами (Trichinella spp.) — паразитическими круглыми червями (Nematoda). Этот гельминтоз распространен во всем мире, в России у людей ежегодно регистрируется несколько десятков случаев. К примеру, за 2018 год было зарегистрировано 40 случаев заболевания. Заражение трихинеллами происходит при поедании мяса с живыми личинками. Основные симптомы трихинеллеза включают лихорадку, боль в мышцах, отек лица, сыпь, кишечные расстройства. В тяжелых случаях происходит воспаление внутренних органов и центральной нервной системы, что может привести к летальному исходу.
В настоящее время выделяют 10 общепризнанных и три потенциальных вида трихинелл. Большинство видов паразитирует в млекопитающих, однако T. pseudospiralis также заражает хищных птиц, а T. zimbabwensis и T. papuae могут паразитировать в рептилиях, например в крокодилах.
Описано два типа очагов трихинеллеза: природный (sylvatic cycle) и синантропный (domestic cycle). Первый охватывает диких позвоночных животных, второй — в основном свиней, крыс, домашних кошек и собак. Также очаги могут быть связаны, например через крыс. Люди заражаются трихинеллами при употреблении сырого или недостаточно термически обработанного мяса. Большинство случаев связано с употреблением свинины, а также мяса диких животных, например медведей. Изучение природных резервуаров этих паразитов имеет большое значение для контроля заболевания.
В Чили достаточно хорошо изучен синантропный очаг трихинеллеза, однако о природном известно не так много. Предыдущие исследования выявили в этой стране только один вид трихинелл — T. spiralis, который в природном очаге обнаружен у пум (Puma concolor), американских норок (Neovison vison) и кабанов (Sus scrofa).
Диана Марица Эчеверри (Diana Maritza Echeverry) из Университета Консепсьона возглавила команду ученых для анализа природного очага трихинеллеза в Чили. Район исследования включал в себя четыре области: О’Хиггинс, Мауле, Ньюбле и Био-Био. Ученые собрали образцы мышечных тканей у восьми видов птиц, шести видов млекопитающих и одного вида рептилий. В работе были использованы уже мертвые животные, которые погибли под колесами машин или в реабилитационных центрах с 2013 по 2020 год.
В результате исследования личинки трихинелл были найдены только в мышечных тканях двух видов млекопитающих из области Ньюбле: чилийской кошки (Leopardus guigna) и малого гризона (Galictis cuja). С помощью молекулярного анализа ученые идентифицировали трихинеллу из чилийской кошки как T. spiralis. Вид трихинеллы из малого гризона не удалось определить.
Основу рациона чилийской кошки составляют небольшие грызуны. Авторы работы предположили, что чилийская кошка заражается трихинеллами от серых крыс, так как они являются основными хозяевами этих паразитов среди грызунов в Чили.
Малый гризон — небольшое млекопитающее из семейства куньих. Этот вид тоже питается грызунами, поэтому вполне вероятно, что заражение трихинеллами происходит аналогичным образом. Однако авторы считают, что необходима идентификация конкретного вида трихинеллы, который паразитирует в малом гризоне, так как в Южной Америке не все виды этих паразитов обнаружены в синантропном очаге. К примеру, вид T. patagoniensis выявлен только у пумы.
Специалисты отмечают, что люди обычно не охотятся на чилийскую кошку и малого гризона (охота на них законодательно запрещена в Чили), однако все же необходимы дальнейшие исследования для выявления роли этих и других диких животных в циркуляции трихинелл.
Ранее ученые сообщали о том, что эозинофилы хозяина необходимы для роста и развития трихинелл. Исследование показало, что эти лейкоциты повышают уровень глюкозы в мышечной ткани.
Семён Морозов