Робот с камерой залез в нору и посмотрел на вомбата

Австралийские инженеры разработали гусеничного робота для наблюдения за вомбатами. Он оснащен камерой для съемки животных и навигации по норе, а также захватом, при помощи которых в нору можно установить датчик влажности и температуры, рассказывают авторы в SN Applied Sciences.

Для наблюдения за животными в их естественной среде обитания исследователи используют разные подходы, выбор которых зависит от задачи и типа животного. К примеру, если животное обитает в лесу, но пугливо и его популяция мала, часто в месте наблюдения ставят автоматические фотоловушки. А если животные не такие пугливые и редкие, за ними можно наблюдать и лично или с небольшого расстояния, используя фотоаппараты или бинокли. Подробнее о разных методах наблюдения мы рассказывали в материале «Большой брат следит за меньшими». Но далеко не все животные обитают на открытой местности и позволяют исследователям вести наблюдения — многие виды живут в норах.

Роберт Росс (Robert Ross) с коллегами из Университетов Ла Троба и Тасмании разработали для наблюдения за животными, живущими в норах, в частности, вомбатами, робота WomBot. Поскольку робот предназначен для работы в узких норах с неровной поверхностью и изгибами, инженеры выбрали гусеничный привод. В начале они также протестировали прототип с двумя всенаправленными колесами, но во время тестирования они забились глинистой породой из норы и тем самым показали, что гусеницы предпочтительнее для таких условий.

Также для простоты навигации внутри норы разработчики установили на робота две широкоугольные камеры с подсветкой — спереди и сзади. Видео с них передается в реальном времени оператору на выходе из норы через кабель. Также кабель передает роботу команды и питает электронику в нем: электромоторы и микроконтроллеры. Оператор может управлять движением робота, используя геймпад.

Наконец, в передней части робота установлен простой захват, состоящий из двух смыкающихся частей. Его авторы предложили использовать для того, чтобы устанавливать в дальние части нор датчики и ловушки для насекомых. В качестве теста они решили провести исследование температуры в норах вомбатов, чтобы сопоставить ее с температурой выживаемости чесоточных зудней (Sarcoptes scabiei) — паразитов, вызывающих чесотку у вомбатов и других млекопитающих.

Во время тестов инженеры успешно разместили с помощью робота в трех норах (в их концах) по одному датчику температуры и влажности на одни сутки. Датчики показали, что температура в норах довольно стабильна и держится на уровне 11 градусов Цельсия, а влажность колеблется от 85 до 95 процентов. Данные других исследователей показывают, что оптимальные условия для чесоточных зудней практически совпадают с наблюдаемыми в норах — 10 градусов Цельсия и высокая влажность (от 75 процентов и выше). Основываясь на данных этого исследования, авторы предположили, что выживаемость паразитов внутри норы составляет 16-18 дней, а у входа — 9-10 дней.

В начале статьи авторы обозрели другие работы в этой области, но не упомянули уже существовавшего на момент написания их статьи гусеничного робота с камерой для исследования нор вомбатов.

Ранее мы рассказывали и о водных роботах для наблюдения за рыбами, в том числе робочерепахе и роборыбе, управляемой акустическими сигналами.

Похожий на цветок розы мягкий манипулятор поможет собрать урожай