Немецкие и нидерландские энтомологи выяснили, что при переходе к рабовладельческому образу жизни муравьи теряют существенную часть генов, связанных с работой обонятельных и вкусовых рецепторов. Причина в том, что рабочие особи таких видов перекладывают обязанности по сбору еды и кормлению матки и расплода на слуг, захваченных в колониях родственных видов. В результате они намного меньше общаются друг с другом с помощью химических сигналов и теряют необходимость в тонком вкусе, так что гены, отвечающие за эти функции, постепенно исчезают. Впрочем, муравьи-рабовладельцы, судя по всему, сохраняют обонятельные рецепторы, необходимые для поиска колоний жертв, общения во время набегов на них и поиска пути домой. Препринт работы опубликован на сайте bioRxiv.
Большинство видов муравьев ведут эусоциальный образ жизни. Их сложные сообщества состоят из откладывающей яйца матки и бесплодных рабочих, которые ухаживают за ней и появляющимся на свет потомством. Однако некоторые муравьи в процессе эволюции превратились в социальных паразитов. Одни утратили касту рабочих и живут нахлебниками в колониях других видов. Другие — так называемые рабовладельцы — похищают рабочих близкородственных видов на стадии личинок или куколок, а затем заставляют их добывать корм и ухаживать за маткой и расплодом. При этом собственные рабочие муравьев-рабовладельцев частично или полностью утрачивают эти навыки и в основном занимаются захватом новых слуг. Интересно, что виды-рабовладельцы неоднократно и независимо появлялись в разных эволюционных линиях муравьев.
Команда энтомологов, которую возглавила Эвелин Йонгепир (Evelien Jongepier) из Вестфальского университета имени Вильгельма, решила проверить, как упрощение социальной структуры отразилось на геноме муравьев-рабовладельцев. Известно, что многие паразиты, живущие внутри тел других организмов или на их поверхности, утратили целый ряд генов и связанных с ними анатомических и физиологических признаков. Исследователи предположили, что сходная картина должна наблюдаться и у социальных паразитов.
Например, поскольку рабочие особи муравьев-рабовладельцев перекладывают большую часть функций на слуг, они относительно редко работают в группе (в основном во время набегов на чужие колонии) и, как следствие, меньше общаются друг с другом с помощью химических сигналов. Логично ожидать, что у таких видов хуже развита хеморецепция и меньше отвечающих за нее генов. Отчасти в пользу этой идеи говорит тот факт, что рабочие муравьев-рабовладельцев нередко участвуют в размножении. Возможно, это происходит из-за их неспособности воспринимать феромоны, выделяемые маткой, и реагировать на них.
Чтобы разобраться в данном вопросе, Йонгепир и ее коллеги проанализировали геномы трех видов муравьев-рабовладельцев (Harpagoxenus sublaevis, Temnothorax ravouxi и T. americanus) и трех родственных видов, на которых они паразитируют (Leptothorax acervorum, T. unifasciatus и T. longispinosus соответственно). Кроме того, в анализ включили два других вида муравьев, которые не являются рабовладельцами или их жертвами (T. rugatulus и T. nylanderi).
В геноме муравьев-рабовладельцев исследователи насчитали в среднем 311 генов обонятельных рецепторов. У их хозяев и видов из контрольной группы удалось насчитать значительно больше таких генов: от 403 до 421. Генов, связанных с рецепторами вкуса, у рабовладельцев также оказалось намного меньше, чем у родственных видов: 41-52 против 91-128. Таким образом, при переходе к рабовладению муравьи действительно теряют существенную часть генов обонятельных (25,08-29,97 процента) и вкусовых (44,44-55,56 процента) рецепторов.
Виды-хозяева в процессе эволюции также пережили утрату части таких генов, но она была намного менее значительной: 3,26-7,49 процента для генов обонятельных рецепторов и от 0-8,33 процента для генов вкусовых. Кроме того, эти потери были отыграны за счет дупликации генов. Вероятно, подобные сдвиги отражают эволюционную гонку вооружений между рабовладельцами и их жертвами.
Дополнительный анализ показал, что, хотя H. sublaevis, T. ravouxi и T. americanus развивались независимо друг от друга, они утратили много ортологичных генов. У всех трех видов наблюдаются потери в двадцати из 307 генетических кластеров, связанных с рецепторами обоняния. Эта доля достаточно велика, чтобы считать ее не случайностью, а проявлением конвергентной эволюции. Для сравнения, у трех видов-хозяев не зарегистрировано ни одного примера потерь генов в одних и тех же кластерах, связанных с обонянием.
Скорее всего, все три вида муравьев-рабовладельцев параллельно отказались от консервативных генов обонятельных рецепторов, связанных с общением во время совместного поиска пищи и заботой о расплоде. Учитывая, что функции сбора еды и ухода за потомством в колониях данных видов выполняют захваченные в чужих поселениях слуги, неудивительно, что эти гены оказались бесполезными и постепенно исчезли. Йонгепир и ее коллеги полагают, что из генов обонятельных рецепторов для муравьев-рабовладельцев важны лишь те, что помогают им искать колонии жертв, поддерживать связь с сородичами во время набегов и находить путь домой. Эти генетические последовательности поддерживаются естественным отбором и сохраняются, а остальные гены, связанные с обонянием, постепенно перестают работать и исчезают.
В то же время потери вкусовых рецепторов у всех трех видов муравьев-рабовладельцев наблюдались в двенадцати из 72 генетических кластеров. Это примерно соответствует случайной доле. Иными словами, разные виды муравьев-рабовладельцев в основном теряли разные гены вкусовых рецепторов. Авторы связывают исчезновение части этих генов с тем, что рабочие особи муравьев-рабовладельцев намного реже собирают пищу и кормят личинок, а, значит, хорошо развитый вкус им уже не требуется. При этом в геноме муравьев-рабовладельцев нет определенной группы генов вкусовых рецепторов, которые были бы им необходимы и потому сохранялись (как произошло с некоторыми генами обоняния). Возможно, этим и объясняется случайных характер потерь среди них.
Ранее мы рассказывали об индийских прыгающих муравьях Harpegnathos saltator, у которых рабочие могут превращаться в размножающихся маток. Такие особи — их называют гамэргатами — живут дольше простых рабочих, однако мозг у них при этом уменьшается. Американские энтомологи установили, что при обратном переходе муравьи восстанавливают утраченный объем мозга.
Сергей Коленов
Пока эта рептилия известна всего по четырем встречам
Герпетологи описали новый вид волкозубов — неядовитых змей из семейства ужеобразных. Он обитает только во влажных тропических лесах Большого Никобара — крупнейшего острова Никобарского архипелага, расположенного в Бенгальском заливе. Исследователи назвали его волкозубом Ирвина — в честь знаменитого натуралиста и телеведущего Стива Ирвина. Описание нового вида опубликовано в журнале Evolutionary Systematics.