Собаки имеют врожденную способность понимать жесты людей. Это выяснили американские ученые, наблюдая за тем, как щенки находят угощение, а люди помогают им жестами. Также исследователи с помощью статистического анализа обнаружили, что 43 процента вариаций в способности понимать человека между отдельными животными можно объяснить генетическими факторами. Работу опубликовали в Current Biology.
Собаки выступают в роли компаньонов человека уже на протяжении многих столетий. В результате одомашнивания они стали непохожими на волков. Одно из главных отличий этих видов — способность взаимодействовать с человеком. Мы уже писали, что волки, которые росли в тесном контакте с людьми, хуже собак подчиняются людям в ряде задач: например, реже отдают мяч и терпят вычесывание. Ученые предполагают, что обучаемость собак закрепилась в результате отбора, а не появилась в процессе одомашнивания. Наследование социальных и когнитивных навыков у собак исследовалось только при сравнительном анализе с волками и между породами, поэтому нужны новые работы для понимания, какие признаки наследуются собаками.
Американские ученые под руководством Эвана МакЛина (Evan L. MacLean) из Университета Аризоны решили проверить гипотезу о том, что способность понимать людей заложена у собак генетически. Для этого они провели когнитивные и поведенческие тесты с 375 щенками ретривера возрастом восемь недель. Сначала проверили, как хорошо они понимают жесты. Люди указывали своим питомцам на перевернутую чашку, под которой можно найти угощение. В 72,4 проценте случаев щенки правильно определяли местоположение награды. Для исключения влияния нюха такой же тест провели без использования жестов, и собаки находили угощение хуже (48,9 процента). Щенки успешно понимали жесты хозяев уже с первых попыток, поэтому на результаты не могло повлиять обучение. Исследователи также провели дополнительный эксперимент. Они попросили хозяев поговорить с питомцами. Щенки в среднем шесть секунд после этого смотрели людям в лицо, поняв, что речь обращена к ним.
Ученые провели дополнительный статистический анализ, основанный на родословной щенков. Они выяснили, что 43 процента вариаций в поведении между отдельными животными можно объяснить генетическими факторами. При этом наибольшую степень наследуемости показали внимание к человеческим лицам и способность понимать жесты.
Исследователи не смогли назвать когнитивные механизмы, с помощью которых собаки с детства способны понимать человека. Тем не менее, можно сделать вывод, что щенки уже в возрасте восьми месяцев понимают жесты и мимику человека, и эти умения определяются генетически. Полученные данные важны для заводчиков собак и их клиентов. Зная, что способность понимать человека – это наследуемый фактор, можно разводить собак, которые лучше взаимодействуют с человеком.
Собаки могут не только понимать, что речь обращена к ним, но и узнавать отдельные слова, сказанные разными людьми. Британские ученые пришли к такому выводу, когда изучили реакцию собак на разные голоса, произносившие одинаковые слова.
Анастасия Кузнецова
Негативная музыка от погоды не зависела
Британские, немецкие и австралийские исследователи обнаружили, что вероятность попадания музыки с высокой интенсивностью и позитивными эмоциями в верхние строчки чартов Великобритании увеличивается с ростом температуры воздуха и уменьшается в дождь. При этом популярность меланхоличной музыки от погоды не зависит. Отчет о работе появился в журнале Royal Society Open Science. Музыка — общечеловеческий феномен, присущий всем известным культурам, и часть повседневной жизни большинства людей. Одна из важнейших ее функций — это регуляция настроения. Зачастую люди слушают музыку, чтобы подкрепить, выпустить или сменить текущие эмоции, что, в свою очередь, влияет на физическое здоровье, психическое благополучие и когнитивное функционирование. При этом большинство социально-психологических исследований на эту тему касаются либо индивидуальных черт, таких как возраст или тип личности, либо контекста и жизненных ситуаций. В двух небольших работах было показано, что, когда людей просят представить определенный сезон, это влияет на их выбор музыки — энергичную предпочитают весной и летом, меланхоличную зимой. Однако здесь идет речь о гипотетических ситуациях и субъективных комментариях. Возрастающая доступность данных музыкальных сервисов позволяет проследить более обширные тренды — к примеру, анализ выборки из миллиона пользователей в 51 стране продемонстрировал, что в рабочее время люди больше слушают бодрые композиции, а поздно вечером — расслабляющие, то есть их выбор оформляет и отражает настроение. Сотрудники Оксфордского университета, Институтов эмпирической эстетики и человеческих когнитивных и нейронаук Общества имени Макса Планка, Университетов Джеймса Кука и Кертина под руководством Мануэля Англады-Торта (Manuel Anglada-Tort) сосредоточили внимание на корреляции музыкальных предпочтений с погодой. Они воспользовались данными обо всех синглах, вошедших в недельные топ-100 официального чарта Великобритании с 1953 по 2019 год — всего 23859 песен 7398 исполнителей. С помощью сервиса Spotify для каждой композиции определили девять ключевых аффективных параметров: громкость, танцевальность, энергичность, инструментальность, акустичность, разговорность, присутствие живой аудитории, позитивный или негативный эмоциональный заряд и темп. Последний параметр оценивали в ударах в минуту, остальные дихотомически (0 или 1). Для всех этих показателей определили месячные корреляты с данными государственной метеослужбы о температуре воздуха, количестве ярких солнечных часов и дней с осадками более миллиметра, а также ввели поправку на долгосрочные тренды в погоде и музыке. Анализ проводили методом главных компонент и с помощью обобщенных аддитивных моделей. Выяснилось, что энергичная и позитивная музыка чаще появлялась в чартах при теплой и солнечной погоде, причем это проявлялось сильнее всего в те месяцы, когда тепла и солнца было мало (наиболее востребованной она оказалась в конце лета и осенью). В дождливую пору, напротив, такие мелодии пользовались меньшей популярностью. При введении дополнительных поправок на сезонные факторы помимо погоды (например, отпуска и праздники) влияние солнечного света оказывалось незначимым, а тепла и осадков — сохранялось. Спокойная и негативная музыка с погодными факторами и временем года никак не коррелировала. Дополнительный анализ, учитывающий популярность песен, выявил наибольшую связь с погодой композиций из топ-10, при этом у нижних 10 строк топ-100 она практически отсутствовала. Предположительно, совпадение настроения композиции с преобладающей погодой может быть фактором, который способствует ее продвижению к вершине чарта. Как пишут авторы работы, полученные результаты дополняют исследования из других областей (например, финансов, преступности, психического здоровья), демонстрируя, что крупномасштабные популяционные предпочтения культурных феноменов (в данном случае музыки) находятся в числе прочего под влиянием долговременных факторов окружающей среды (погоды) через механизмы регуляции настроения. В 2017 году канадские нейробиологи выяснили, что за наслаждение музыкой отвечает та же мозговая система, что и за удовольствие от психоактивных веществ, секса и еды. Чтобы объективно оценить степень вовлеченности в прослушивание музыки, их американские коллеги два года спустя измерили синхронизацию с ней мозговой активности. Тогда же другой канадский коллектив показал, что фактор неожиданности повышает удовольствие от музыки.