Американские химики нашли простой и быстрый способ подготовки транспортных слоев для перовскитных солнечных элементов. Оказалось, достаточно пропустить через раствор исходного соединения углекислый газ в течение одной минуты. Солнечные элементы, полученные новым способом, к тому же эффективнее и стабильнее за счет меньшего количества ионов лития. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.
Для того чтобы солнечный элемент эффективно работал, недостаточно обеспечит поглощение света и генерацию зарядов. Заряды также нужно разделить, отправив отрицательного заряженные электроны к аноду, а положительно заряженные дырки — к катоду. В перовскитных солнечных элементах для этого используются транспортные слои, которые располагаются сверху и снизу активного слоя. Один из таких слоев пропускает только электроны, а второй — только дырки.
Для дырочно-транспортного одним из лучших материалов считается органическое соединение 2,2′,7,7′-тетракис(N,N-диметоксифениламин) 9,9′-спирофлюорен (spiro-OМeTAD). Обычно его слой наносят поверх перовскитного слоя. Чтобы слой лучше проводил дырки, его нужно частично окислить, то есть перевести примерно десять процентов молекул в форму катиона. Обычно поверх spiro-OМeTAD наносят слой солей лития, а затем оставляют солнечный элемент на воздухе и в светлом помещении в течение нескольких часов. Под действием света и солей лития spiro-OMeTAD реагирует с кислородом воздуха и отдает ему один электрон. Однако, такое окисление — долгий процесс, во время которого сложно контролировать, что происходит с другими слоями будущего солнечного элемента.
Американские
химики под руководством Андре Тейлора
(André
D. Taylor) из
Нью-Йоркского Университета
нашли новый более простой способ
подготовки
слоя
spiro-OMeTAD
в
перовскитных солнечных
элементах. Они
решили окислить,
не слой spiro-OMeTAD,
а
исходный
раствор,
пропустив
через него
кислород
O2
и
углекислый газ CO2.
Согласно
их плану, реакция
окисления должна в таких условиях должна
пройти быстрее, а главное — без вреда
для других частей будущего солнечного
элемента.
Использование
углекислого газа в качестве окислителя
— не самая тривиальная идея, однако
авторы провели теоретические расчеты
и выяснили, что потенциала восстановления CO2
до CO2-
достаточно
для того, чтобы забрать электрон с
молекулы spiro-OМeTAD.
Осуществить
реакцию на практике несложно — достаточно
добавить к раствору spiro-OMeTAD
соль
лития и пропустить кислород или углекислый
газ в течение одной минуты, облучая
раствор ультрафиолетом.
В
случае СО2
допирование происходит
даже с большим выходом,
чем в
случае кислорода. Главной
причины Тейлор
и его коллеги считают лучшую
растворимость
СО2
в хлорбензоле, в котором проводили
реакцию.
Перед нанесением слоев spiro-OMeTAD на солнечный элемент растворы профильтровали. Дело в том, что при окислении spiro-OMeTAD получаются побочные продукты — при обработке кислородом оксид лития, а при обработке углекислым газом — карбонат лития и уголь (финальный продукт восстановления углекислого газа). Когда слой spiro-OMeTAD окисляют на воздухе, побочные продукты остаются на поверхности слоя и могут ухудшать работу солнечного элемента, но в данном случае у авторов появилась возможность от них избавиться. Правда в случае обработки кислородом отделить ничего не удалось — полученный оксид лития частично растворялся в хлорбензоле, либо его частицы были слишком малы и проходили через поры фильтра. А вот в случае обработки углекислым газом, Тейлор и его коллеги смогли отделить осадок и выяснили, что он на 79 процентов состоит из карбоната лития, на котором осели частички углерода и фрагменты более сложных органических молекул.
Слой spiro-OMeTAD, обработанного газообразным СО2 имел проводимость 4.91 × 10−5 сименс на сантиметр — это почти в три раза больше, чем у spiro-OMeTAD, полученного традиционным способом на воздухе, в пять раз больше, чем у spiro-OMeTAD, обработанного кислородом и в сто раз — чем у spiro-OmeTAD, который вообще никак не подготавливали. Эффективность солнечного элемента с СО2- spiro-OmeTAD тоже оказалась самой высокой — 19,1 процента. Более того, солнечные элементы с СО2 оказались самыми стабильными — сохранили более 80 процентов своей эффективности после 500 часов работы. Причина такой высокой стабильности — удаление большей части ионов лития. Такие ионы могут продвигаться внутрь активного слоя и вступать в реакцию с перовскитом — то есть портить солнечный элемент. Поэтому процедура, предложенная Тейлором и его коллегами вдвойне полезна: она позволяет не только сократить время изготовления перовскитных солнечных элементов, но и сделать их эффективнее и стабильнее за счет очистки из транспортного слоя от лишнего лития.
В
апреле мы писали о том, как швейцарские
химики повысили
эффективность и стабильность перовскитных
солнечных элементов с помощью добавок
формиата. Ионы
формиата заполняют вакансии ионов
иода
на границе перовскитных кристаллов, а
также замедляют скорость кристаллизации
перовскита, поэтому вместо множества
мелких кристаллитов формируются один
крупный.
Наталия
Самойлова