Устойчивые к химикатам лососевые вши проникли в океан из акваферм

Норвежские биологи пришли к выводу, что избавление рыб на фермах от кровососущих паразитов Lepeophtheirus salmonis с помощью фосфорорганических пестицидов и пиретроидов, привело к широкому распространению резистентных вшей в северо-восточной части Атлантического океана. В работе, опубликованной в журнале Royal Society Open Science, ученые проанализировали около 2000 вшей, собранных у диких и фермерских лососевых Северной Атлантики. Биологи обнаружили паразитов, устойчивых к двум популярным пестицидам, у дикого лосося и морской форели, а также у рыб, выращиваемых на фермах, где вообще не применялись химикаты.

Паразит Lepeophtheirus salmonis, больше известный как лососевая вошь — это вид веслоногих рачков, взрослые особи которого достигают около сантиметра в размере.  Вошь вцепляется в кожу рыбы, вызывая язвы, и зачастую приводит к смерти своего хозяина. В Северной Атлантике эти рачки паразитируют в основном на атлантическом лососе, морской форели и арктическом гольце.

Лососевая вошь —  частая причина гибели диких лососей и рыб, выращенных на фермах. До появления рыбных ферм дикие лососевые подвергались нападкам паразитов в осенние, весенние и летние месяцы. Зимой большинство лососевых обитает в океанах и пресной воде, где вшам трудно выжить. Однако с началом разведения рыб в прибрежных фермах, для лососевых вшей открылись новые возможности.

Сначала для борьбы с лососевой вошью на фермах применяли фосфорорганические пестициды, но вскоре, как и в сельском хозяйстве, их эффективность снизилась. Потом стали использовать пиретроиды, следом за ними — перекись водорода, затем —  бензоат эмамектина и дифлубензурон. К пиретроидам паразиты выработали устойчивость уже через 6 лет. С 2000 года самым эффективным пестицидом был бензоат эмамектина, но когда с ним возникли проблемы, новых доступных химикатов не было. Поэтому на аквафермах снова начали применять фосфорорганические пестициды и пиретроиды. Сначала они хорошо справлялись с паразитами, но это продлилось недолго.

Исследователи под руководством Хелен Берретцен (Helene Bоrretzen) из Норвежского технологического университета решили оценить масштабное влияние применения фосфорорганических пестицидов и пиретроидов. Для этого биологи провели генетический анализ 1988 лососевых вшей, собранных у фермерских и диких рыб северной части Атлантического океана в период с 2000 по 2017 год.

Вшей (399 штук) собрали на рыбных фермах в Ирландии, Шотландии, Фарерских островах и Атлантической Канаде. Также образцы взяли у дикого атлантического лосося с западного побережья Гренландии. В Норвегии было проанализировано в общей сложности 532 особи, полученные от дикой морской форели, и 304 особи, взятые у дикого лосося. Также был проведен анализ 753 паразитов из Канады, Шотландии, Ирландии, Шетландских островов, Фарерских островов, Норвегии и России, образцы которых брали в период с 2000 по 2009 год и ранее использовали в исследованиях. Эти образцы были получены с разрешения рыбоводных хозяйств, за исключением образца из России, который был взят у возвращающегося дикого лосося, пойманного местными рыбаками.

Все 1988 образцов были генотипированы норвежской лабораторией PatoGen AS с использованием их запатентованных тестов на устойчивость к пиретроиду и фосфорорганическим пестицидам. Тест на устойчивость к пиретроидам ищет мутацию C14065T в митохондриальном гене cytB, а тест на резистентность к органофосфатам — мутацию Phe362Tyr в гене ace1a.

Оказалось, что более 50 процентов вшей, собранных в районах, где разводят рыбу, были устойчивы к обоим химикатам. Биологам практически не встретились паразиты, которые не имели бы резистентность хотя бы к одному пестициду. Также мультирезистентные вши были обнаружены в аквафермах Исландии, где ни один из этих пестицидов не применялся. По словам биологов, мутирующие особи появляются на фермах через несколько лет после использования пестицидов, а затем постепенно распространяются в океане.

В прошлом месяце американские исследователи предположили, что применение таких пестицидов, как пиретроиды и неоникотиноиды, может стать одним из главных факторов утраты биоразнообразия членистоногих во всем мире. Используемые сейчас химикаты стали менее токсичными для рыб, млекопитающих и птиц, но более токсичными для водных и наземных беспозвоночных, включая опылителей.

Виктория Барановская