Американские химики создали съедобные и несъедобные трехмерные модели девяти различных белков, которые можно безопасно ощупывать ртом. В перспективе такие материалы помогут слабовидящим детям изучать химию. В работе, опубликованной в журнале Science Advances, ученые протестировали модели на зрячих студентах и школьниках, а также на мальчике с ретинобластомой — сыне одного из авторов исследования. Как сообщают авторы, участники хорошо отличили модели разных белков друг от друга.
Около 36 миллионов людей во всем мире лишены зрения и еще 216 миллионов имеют серьезные проблемы со зрением. Из них 1 миллион слепых детей. Слабовидящие школьники и студенты сталкиваются с трудностями в изучении наук. К примеру, вводный учебник по биохимии «Основы биохимии Ленинджера» содержит более тысячи изображений белков. Чтобы незрячие учащиеся смогли их представить, необходимы трехмерные модели белков, которые можно трогать. Обычно такие модели громоздкие и дорогие и, следовательно, в образовательных учреждениях их немного.
Обучение слепых и слабовидящих детей требует задействования других органов чувств, и осязание пальцами — не единственный вариант. Исследования показывают, что тактильная чувствительность языка больше, чем у кончиков пальцев. Однако учебных материалов, которые можно было бы положить в рот, пока не существует.
Теперь химики под руководством Кейтлин Баумер (Katelyn M. Baumer) из Бэйлорского университета в Техасе создали съедобные желатиновые модели различных белков, подобные мармеладным мишкам, а также модели из несъедобного материала, но безопасного для держания во рту.
Ученые выбрали следующие белки: супероксиддисмутаза-1, миоглобин, карбоангидраза II, гексокназа, кальмодулин и мальтозо-связывающий белок. Причем три последних белка были представлены в двух разных конформациях, всего получилось девять 3D-моделей. Изображения были взяты из Банка Данных Белковых Структур (PDB, Protein Data Bank).
Несъедобные модели напечатали на 3D-принтере из хирургического воска. Их изготовили в двух размерах: небольших (размером с арахис — от 5 до 20 миллиметров в диаметре) и маленьких (размером с рисовое зерно — от 2 до 10 миллиметров в диаметре). Химики покрыли их фиолетовым и оранжевым пищевыми красителями и поместили в коробку под названием «Ботаники» («Nerds»).
Для изготовления мармеладок горячий желатин заливали в силиконовые формы (сделанные при помощи напечатанных 3D-моделей), используя обычную кондитерскую пипетку. В работе использовали желатиновый порошок «Jell-O» с апельсиновым вкусом. Заполненные формы помещали в холодильник на пять дней, чтобы дать смеси затвердеть, а затем конфетки сохли еще неделю. Приготовление мармеладок поручили студентам Бэйлорского университета, не имеющим подобных навыков. Этим ученые хотели продемонстрировать, что с этой задачей может справиться любой человек без специальной подготовки. Съедобные модели изготовили только одного размера (примерно с арахис), так как при попытке сделать их поменьше, некоторые особо хрупкие желатиновые структуры разламывались.
Несъедобные модели отличались от съедобных только одной небольшой деталью: у них было ушко для крепления нити, чтобы дети случайно не проглотили учебные материалы.
В следующей части исследования химики хотели выяснить, насколько хорошо модели белков отличаются друг от друга по ощущениям в руках и во рту. Для этого ученые набрали студентов и учеников начальных классов. Все участники имели нормальное зрение. На чувствительность ротовой полости слепота обычно не влияет. По словам авторов, слепые дети — желанные участники многих научных исследований, поэтому ученые решили не привлекать их для своей работы.
Однако данное исследование все же включало одного ребенка с существенными проблемами со зрением. Это 10-летний мальчик, сын одного из авторов работы. Он частично видит одним глазом, а второго глаза он лишился из-за ретинобластомы еще в младенчестве.
Исследователи завязали глаза студентам и дали каждому модель белка, которую нужно было изучить, положив в рот. Затем участникам предложили проделать то же самое с девятью моделями, чтобы найти среди них исходную модель. Студентов просили ответить «да» или «нет» на вопрос: «идентична ли эта модель первой модели, которую мы вам дали?». Тестовый балл рассчитывался как отношение количества правильных ответов к общему количеству вопросов. Затем ученые провели такие же тесты, в которых студенты ощупывали модели пальцами рук. Из 281 студента 249 знакомились с несъедобными моделями, а 32 — со съедобными. Все потому, что изготовление желатиновых моделей было более трудоемким.
В среднем студенты угадывали исходную модель с помощью рта с точностью 85,6 процентов. А когда участников просили угадать исходную модель используя пальцы рук, они отвечали верно в 84,8 процентах случаев. Также исследователи попросили другую группу из 84 зрячих студентов посмотреть на компьютерную модель белка и найти эту модель из выборки моделей других белков. Студенты смогли правильно назвать белок в 87,5 процентах случаев. Это говорит о том, что точность визуальной и тактильно идентификации практически одинакова. Еще тесты показали, что студенты, которым давали меньшие по размеру модели, показывали более высокую точность распознавания ртом (а не пальцами). Тест с участием 31 ученика начальной школы, показал аналогичные результаты.
Мальчик с ретинобластомой верно ответил на 31 из 40 вопросов (77,5 процентов) при ощупывании моделей ртом. А в тестах с более маленькими по размеру моделями точность распознавания достигла 80 процентов.
Созданием съедобных объектов занимаются не только химики. Несколько месяцев назад физики сделали съедобные голограммы из кукурузного сиропа и ванильного экстракта.
Возраст артефакта около 2500 лет
Американские ученые проанализировали органические остатки, которые сохранились внутри египетского алабастрона, найденного много лет назад на Ближнем Востоке. Химические соединения, выявленные исследователями, указали на то, что в ценном сосуде хранился опиум. Вполне вероятно, что находка относится к V веку до нашей эры, о чем сообщается в статье, опубликованной в Journal of Eastern Mediterranean Archaeology and Heritage Studies.