Сбер представил полностью беспилотный автомобиль «ФЛИП», у которого нет руля, педалей и других органов управления. Он рассчитан на перевозку шести человек, но на базе этой платформы можно создавать и грузовые беспилотники, сообщается в пресс-релизе компании.
На текущий момент, пока беспилотные автомобили находятся на стадии разработки и почти не применяются на практике, разработчики используют для тестирования обычные серийные автомобили и добавляют в них датчики и вычислительные устройства, оставляя при этом руль, педали и приборную панель. Но в будущем, когда алгоритмы и стоимость компонентов позволят начать массовое внедрение беспилотников, органы управления уже будут не нужны, и это позволит значительно изменить принцип компоновки салона машин. К примеру, Volvo в своем концепте предложила оснащать беспилотники раскладной кроватью.
В последние два-три года крупные разработчики беспилотных автомобилей стали создавать не только концепты, но и реальные прототипы полностью беспилотных автомобилей без органов управления, как правило в кузове микроавтобуса. Например, в прошлом году такие машины показали Cruise и Zoox (принадлежит Amazon). В России тоже появляются подобные проекты: в 2018 году испытания своего полностью беспилотного электробуса показал «КамАЗ», а теперь свою версию беспилотника без руля и педалей представил Сбер.
Беспилотник «ФЛИП» по размерам похож на обычный автомобиль: 3,6 на 1,9 на 1,8 метра. Однако внешне он сильно отличается от привычных машин, потому что кузов имеет одну высоту во всех местах, а колеса вынесены из под него по бокам. С одной из сторон расположены автоматические двери для входа пассажиров. Салон поделен на две симметричные части с диванами. Всего в салоне помещается шесть человек. Разработчики заявляют, что пассажиры смогут общаться с автомобилем и давать ему команды при помощи голосового помощника Салют, а машина будет распознавать их лица для персонализации.
«ФЛИП» построен на собственной электрической платформе Сбера, которую компания предлагает использовать для разных типов автомобилей, в том числе и грузовых. Одна из главных особенностей платформы — модульная компоновка аккумуляторов, благодаря которой их можно за пять минут заменить на заряженные, чтобы не тратить время на обычную зарядку. Разработчики отмечают, что вместо литий-ионных аккумуляторов можно использовать «другие носители альтернативного топлива, в том числе газ и водород» (вероятно, подразумеваются топливные ячейки).
В «ФЛИП» используется стандартный набор датчиков: камеры, лидары и радары. Кроме того, он оборудован системами V2V и V2X, с помощью которых беспилотник может обмениваться данными с другими автомобилями или инфраструктурой.
Компания отмечает, что пока испытывает прототип «ФЛИП» на закрытых территориях, потому что текущее законодательство не разрешает выводить на дороги общего пользования беспилотные автомобили без водителя. Однако в ближайшие месяцы в правила должны внести изменения, которые разрешат такие испытания.
Сбер публично анонсировал свою программу разработки беспилотных автомобилей в прошлом году. В декабре компания начала испытывать на дорогах Москвы беспилотники на базе обычного серийного автомобиля.
Григорий Копиев