Владельцы древней металлической подвески передали в Израильское управление древностей (IAA) семейную реликвию, найденную 40 лет назад в деревне Арбель в Галилее. Археологи считают находку амулетом-оберегом византийского времени, владелец которого исповедовал монотеистическую религию: иудаизм, христианство или придерживался гностицизма и был не чужд распространенных в то время суеверий. О находке Израильское управление древностей сообщило в фейсбуке.
Поселение Арбель, в котором обнаружен амулет, было еврейским. Оно славилось своими мудрецами и неоднократно упоминается в Талмуде. В деревне сохранились руины синагоги византийского времени. Но поскольку точное место находки неизвестно, связать ее напрямую с иудейским населением невозможно. В середине первого тысячелетия нашей эры в окрестностях озера Кинерет в Галилее жили монотеисты: иудеи, христиане и гностики. Суеверия, заклинания, амулеты, связанные с избавлением от болезней и защитой от сглаза и колдовства, были широко распространены среди представителей разных религиозных течений по всему Восточному Средиземноморью. Амулеты с всадником, поражающим символическое зло, представляют среди них особый интерес.
Первые амулеты с изображением всадника — царя Соломона появляются в позднеримское время. Вначале это были геммы из камня, затем их сменили металлические подвески. Исследователи и коллекционеры артефактов из Малой Азии дали им название «печати Соломона». На них был изображен царь Соломон на коне, поражающий копьем женскую фигуру. Он символизировал победу над демонами, болезнями и сглазом. На амулетах византийского времени фигуру всадника сопровождала надпись: «Единственный бог, побеждающий зло». Амулеты с образом Соломона появились не случайно. О победах иудейского царя над демонами известно из средневекового трактата «Завещание Соломона», написанного по ветхозаветным источникам. Он содержит список демонов, рецепты изготовления амулетов и действующие против демонов заклятия. На обороте медальона, как правило, изображали атакованный хищниками и острым оружием «дурной глаз». Нейтрализация «сглаза» считалась главной составляющей магического исцеления больного.
Святой Сисинний — это еще один легендарный персонаж, который мог быть всадником на амулете из Арбеля. Сюжет о Святом Сисиннии, побеждающем демона в женском образе, существовал в арамейской, еврейской, византийской, арабской, эфиопской и славянской религиозной мифологии. Демонический персонаж женского рода, с которым сражается Сисинний, известен под именем Гелло. Его происхождение восходит к ассиро-вавилонским представлениям и мифам греческой античности, а пережитки суеверия сохранялись до XVII века. Считалось, что Гелло причиняют вред роженицам и младенцам, летают по ночам, проникают в дома и душат детей. В византийское время были распространены амулеты для защиты новорожденных. На одном из них (коллекция Шлюмберже, 1892) есть надпись «Беги, ненавистный. Соломон, Сисинний и Сисиннарий преследуют тебя». На том же амулете с обратной стороны размещен сюжет, посвященный нейтрализации сглаза.
Есть еще один персонаж, которого в канонической иконографии принято изображать в виде всадника, поражающего копьем свою жертву. Это — Святой Георгий, он же Георгий Каппадокийский, он же Георгий Победоносец, принявший мученическую смерть во времена Диоклетиана. В легенде, лежащей в основе истории из жития этого святого «Чудо Георгия о змие», описано спасение жителей левантийского города от змея (дракона).
Доктор Эйтан Кляйн (Eitan Klein) из отдела по предотвращению краж древностей IAA рассказал о металлической подвеске с изображением всадника из поселения Арбель. Он считает, что находку можно датировать V–VI веками нашей эры. На лицевой стороне подвески изображен всадник с нимбом. Он поражает копьем лежащее под копытами лошади женское существо. В верхней части изображения расположена греческая надпись «Единый бог побеждает зло», в нижней — тетраграмматон. Тетраграмматон — записанное четырьмя буквами (в данном случае греческими) имя бога, которое по традиции иудаизма нельзя произносить.
С обратной стороны изображен пронзенный стрелами глаз, окруженный двумя львами, змеей, скорпионом и хищной птицей.
О том, кто изображен в виде всадника на старинной подвеске, у исследователей есть несколько версий, и в пользу каждой из них достаточно аргументов. Ученые называют еврейского царя Соломона и двух святых — Святого Сисинния и Святого Георгия. У последнего самые слабые позиции: классическое изображение Святого Георгия похоже на сюжет амулета из Арбеля, но в иконографии Георгия всегда присутствует поверженный копьем воина и попираемый конем змей. А на амулете из Арбеля всадник поражает женскую фигуру.
N + 1 рассказывал о другом древнем амулете, который нашли археологи Израильского управления древностей. Это мусульманский оберег VII–VIII веков, в виде обожженного кусочка глины с арабской надписью, обнаруженный при раскопках города Давида.
Елена Синицкая