Мимы смогли ненадолго обмануть человеческий мозг и заставить наблюдателей подумать над тем, как расположена линия на видео. В исследовании, опубликованном в Psychological Science, ученые проанализировали, как воображаемые стены, показанные мимом, влияют на восприятие мозгом реальных линий. В случае, если ориентация линии не соответствовала направлению воображаемой стены, у участников возникала небольшая задержка с ответом.
Человек воспринимает объекты окружающего мира благодаря световым волнам, попадающим на сетчатку. Так люди различают форму, цвет и размер предмета, но иногда мозг может додумать вид объекта за человека. Так, если предмет скрыт чем-то, то люди все равно способны понять, какой он формы. Примером такого восприятия может быть треугольник Канидза (Kanizsa), который создает иллюзию геометрических форм, перекрывающих друг друга, хотя на самом деле ни одной из них нет на картинке.
Другой пример иллюзии восприятия пространства — представления мимов. Ученые считают, что человеческий мозг ищет объяснение тому, как мим может опираться на невидимую стену, и поэтому воображает себе реальность этой стены. При этом неизвестно, возникает ли такое восприятие автоматически и можно ли на него повлиять.
Патрик Литтл и Чаз Файрстоун (Patrick C. Little, Chaz Firestone) из Университета Джона Хопкинса пригласили мима в лабораторию, чтобы понять, как человеческий мозг воспринимает показанные мимикой предметы, не существующие в реальности. Они провели три эксперимента, охватившие 360 добровольцев. В первом эксперименте мим на видео показывал невидимую стену с помощью рук. Через 300 миллисекунд после этого на экране появлялась черная линия, ориентированная горизонтально или вертикально. Участники гораздо быстрее отвечали на вопрос об ориентации линии, если она совпадала с направлением стены, показанной мимом: 628 миллисекунд против 653 миллисекунд (p < 0,001).
Чтобы посмотреть, зависит ли восприятие от того, какой объект создает иллюзию, исследователи заменили мима на шарик, отскакивающий от стенки. Результаты оказались сходными с первым экспериментом (714 миллисекунд против 743 миллисекунд, p < 0,001). Затем ученые решили проверить, способна ли повлиять на эксперимент задержка в показе линии: участники могли успеть подготовить ответ. В третьем эксперименте линия появлялась на экране сразу же после того, как шарик исчезал с экрана. В третий раз результаты также остались неизменными (717 миллисекунд против 727 миллисекунд, p <0,009).
Ученые сделали вывод, что иллюзорные представления о пространственном расположении линий повлияли на скорость ответа испытуемых. Даже понимая, что их обманывают, участники не смогли избавиться от влияния иллюзии и невидимая стена воспринималась мозгом как реальная. Исследователи считают, что люди оценивают объекты окружающего мира, не только основываясь на визуальном восприятии, но и на том, что с этими объектами происходит.
Влияние иллюзий на мозг изучается уже давно. Китайские ученые вживили в мозг макак электроды и выяснили, что при рассмотрении оптической иллюзии Пинны — Брелштаффа, которая заставляет статичные круги двигаться в разных направлениях при движении головой по направлению к изображению или от него, происходит небольшая задержка в работе отделов мозга, которые отвечают за восприятие движения.
Анастасия Кузнецова
Велосипедисты в жилетах и шлемах казались респондентам менее похожими на людей
Ученые из Австралии проверили, влияет ли защитное снаряжение велосипедистов на то, как их воспринимают остальные. Участники опроса, которым которым предлагали выбрать одну фотографию из пары, посчитали велосипедистов в обычной одежде в большей степени людьми, чем велосипедистов в шлемах и светоотражающих жилетах. Работа опубликована в Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. Велосипедная инфраструктура во многих странах развита плохо, и велосипедистам приходится ездить по дорогам вместе с машинами. Это небезопасно само по себе, а еще водители автомобилей иногда ведут себя агрессивно по отношению к людям на велосипедах. Исследование 2019 года показало, что люди дегуманизируют велосипедистов, то есть лишают их — у себя в голове — человеческих черт: интеллекта, рациональности, самоконтроля, индивидуальности, сложных эмоций, морали и так далее. На шкале от таракана до человека 37 процентов респондентов разместили велосипедистов не в самом конце шкалы, то есть посчитали их не вполне людьми. Степень такой дегуманизации предсказывала агрессию по отношению к велосипедистам (преимущественно со стороны водителей). Марк Лимб (Mark Limb) из Квинслендского технологического университета и Сара Коллиер (Sarah Collyer) из университета Флиндерс захотели выяснить, почему люди воспринимают велосипедистов именно так. Авторы предыдущего исследования предположили, что виноват может быть шлем, потому что он частично закрывает лицо, в частности — глаза и волосы, и тем самым делает человека «менее человеком», или другая экипировка. В опросе поучаствовало 563 респондента. Им показывали пары фотографий, на которых был изображен человек — мужчина или женщина — с велосипедом. Велосипедист был либо без головного убора, либо в кепке, либо в велосипедном шлеме, либо в светоотражающем жилете, но без кепки или шлема. Пары изображений создавались случайно, но участникам предъявили все возможные комбинации. Из двух фотографий респонденты должны были выбрать ту, человек на которой, по их мнению, меньше похож на человека. Перед началом испытания участникам предложили выбрать между моделью-мужчиной и моделью-женщиной без экипировок и кепок, чтобы убедиться, что выбор не зависит от пола модели. Велосипедисты в шлемах действительно казались участникам менее человечными, чем велосипедисты в кепках или без какого-либо головного убора и снаряжения — так посчитало от 357 до 397 респондентов. Примерно столько же участников посчитало велосипедистов в кепках менее человечными, чем велосипедистов без головного убора. Но между кепкой и шлемом участники выбирали шлем как атрибут меньшей человечности. Менее всего похожими на людей показались участникам велосипедисты в светоотражающих жилетах. Так, например, при сравнении изображений женщины в кепке и женщины в защитном жилете 398 респондентов посчитали женщину в жилете менее человечной. Судя по всему, велосипедистов в глазах других людей дегуманизирует защитное снаряжение в целом, а не просто шлем. Затем участникам предложили оценить велосипедистов по шкале дегуманизации, в начале которой расположен таракан (это 0), а в конце — человек (100). Эту шкалу респондентам уже показывали в начале исследования, а теперь им нужно было поместить на нее велосипедистов. Около 30 процентов респондентов посчитали велосипедистов не на 100 процентов людьми. В основном среди этих 30 процентов оценки человечности велосипедистов располагались в диапазоне от 81 до 99 процентов. На вопрос о том, почему они выбрали то или иное фото, респонденты отвечали по-разному. Кто-то говорил так: чем больше открытой кожи, тем больше модель похожа на человека. Для других спортивная экипировка указывала на лучшую физическую форму, и, как следствие, большую человечность. Также участники рассказали, как по их мнению воспринимают их водители на дорогах, если они едут на велосипеде. Они подтвердили, что экипировка вызывает больше агрессии, а женщины сказали, что к ним относятся не так агрессивно, как к их друзьям-мужчинам. Возможно, пишут авторы, защитная экипировка вызывает дегуманизацию и большую агрессию из-за того, что она явно указывает на принадлежность велосипедиста к группе. В итоге негативная репутация всей группы с большей вероятностью будет присвоена конкретному человеку. Таким образом, возникает потенциальный конфликт: снаряжение предназначено для того, чтобы сделать езду на велосипеде более безопасной, однако его наличие может вызвать большую агрессию со стороны других людей. Однако авторы отметили, что участники могли выбирать между двумя фотографиями по какому-то собственному принципу (например, эстетическому), то есть результаты могут и не отражать степень дегуманизации. Также они отметили, что их выборка не была репрезентативной выборкой австралийского населения. Среди участников преобладали мужчины среднего возраста с более высокими доходами, чем у среднего австралийца, более высокообразованные и работающие полный рабочий день. Ранее мы рассказывали о том, что во Франции разработали жилет для велосипедистов, который надувается при падении и таким образом гасит удар.