Искусствоведы разобрались в происхождении «Женщины с фонарем»

Искусствоведы выяснили, что деревянная резная скульптура «Женщина с фонарем» создана в 1500–1525 годах в одной из мастерских в восточных Нидерландах, а не в Антверпене, как это предполагалось ранее. Исследователи провели датировку с помощью дендрохронологического метода, дополненного компьютерной томографией, а также сравнили древесину с образцами, использовавшимися в разных регионах. Они выяснили, что дуб для скульптуры происходит или с территорий к северу от Рейна, или из окрестностей немецкого города Мюнстера. Статья опубликована в Journal of Cultural Heritage.

В средневековой Европе еще с XII века возросла пышность церковных обрядов, что нашло отражение в алтарных композициях. В разных странах мира этот процесс шел неодинаково. Так, в Германии в конце XIII века возник особый тип створчатого алтаря-складня, расцвет которого пришелся на 1470–1500-е годы. В Нидерландах религии уделялось также значительное внимание. Алтарные композиции, изготовленные для католических храмов, были широко распространены до Реформации и последовавших движений иконоборцев, уничтоживших многие произведения искусства. Самые известные композиции, дошедшие до нас, это алтарь Мероде, Гентский алтарь, алтари Иеронима Босха. Многие композиции включали не только живописные части, но и скульптуры.

Одна из сохранившихся скульптур – это «Женщина с фонарем», она изготовлена из цельного куска дуба. Подлинной информации о том, из какой алтарной композиции происходит этот объект, нет. Однако на такую роль скульптуры указывает ее небольшой размер (35,8 × 12,4 × 5,8 сантиметра), наклонное основание и отверстие для гвоздей.

Марта Домингес-Дельмас (Marta Dominguez-Delmas) совместно с коллегами из Амстердамского университета исследовали происхождение резной деревянной скульптуры «Женщина с фонарем», хранящейся в настоящее время в коллекции нидерландского Рейксмузеума. Ранее считалось, что она была выполнена в Антверпене около 1520 года, хотя это не задокументировано в исторических источниках. Датировка древесины стандартными методами не привела к успеху, равно как и сравнение с другими скульптурами из алтаря Реннского собора, откуда она якобы происходит.

Исследователи прибегли к дендрохронологическому методу, дополненному компьютерной томографией, позволяющей восстановить внутреннюю структуру объекта с высокой степенью разрешения в виде трехмерной модели, а также сделали новые цифровые фотографии основания скульптуры. Это помогло обнаружить серию древесных колец, охватывающую 102 года. Сравнение с эталонными хронологиями показало, что внешнее кольцо относится к 1487 году. Ученые пришли к выводу, что дерево, скорее всего, было срублено после 1495 года, а сама скульптура изготовлена в 1500–1525 годах.

Сложной оказалась задача выяснить, откуда произошла древесина и где изготовлена сама скульптура. Исследователи отметили, что в Антверпене и Брюсселе (тогдашних центрах производства деревянных резных скульптур) использовалась, как правило, древесина из Прибалтики или бассейна реки Маас. Однако у материала для «Женщины с фонарем» иное происхождение. Исследователи считают, что древесина для этой скульптуры происходит из восточных Нидерландов или окрестностей немецкого города Мюнстера. Исходя из этого, ученые пришли к выводу, что «Женщина с фонарем» изготовлена в мастерской, расположенной к северу от Рейна на территории современных Нидерландов, а не в Антверпене. По их мнению, это, возможно, позволит определить происхождение и других нидерландских произведений искусства эпохи поздней готики и Северного Ренессанса.

Ранее на N + 1 мы уже рассказывали, как новые методы позволили переосмыслить исторические находки. Так, Леонардо да Винчи оказался непричастен к созданию бюста Флоры, а неандертальские останки из Кабази II отнесли ко времени более 50 тысяч лет назад.

Михаил Подрезов