Жители стоянки Вучедоль эпохи ранней бронзы пострадали в детстве от поротического гиперостаза

Археологи из США и Хорватии обследовали восемь черепов со стоянки Вучедоль (около 2345–2035 годов до нашей эры) и обнаружили, что все они принадлежали взрослым людям, пять из которых перенесли в детстве поротический гиперостоз. Ученые также установили, что популяция опиралась в своем питании на местные растительные культуры и травоядных животных, обитавших в этой же местности, что сильно отличается от предшествовавшей ей энеолитической культуры. Статья опубликована в Journal of Archaeological Science: Reports.

Исследование Балканского региона важно для понимания переходного этапа развития человеческих популяций между эпохами неолита и поздней бронзы. В эпоху энеолита (около 3000–2600 годов до нашей эры) на этой территории сформировалась вучедольская археологическая культура, которая получила развитие в эпоху ранней бронзы. Стоянка Вучедоль находится на территории современной Хорватии на правом берегу Дуная. Этот археологический памятник до сих пор полностью не раскопан, хотя работы здесь начались еще в конце XIX столетия. Значительное количество человеческих останков на стоянке обнаружено почти в каждом культурно слое, что делает ее особенно ценной.

Эмили Заводны (Emily Zavodny) из Университета Флориды совместно с учеными из Археологического музея Загреба исследовали человеческие останки со стоянки Вучедоль на территории современной Хорватии, относящиеся к эпохе раннего бронзового века. Ученые сосредоточили свое внимание на восьми черепах, обнаруженных еще в 1897 году и хранящихся сегодня в Археологическом музее Загреба.

Ученые определили, что анализируемые черепа принадлежали четырем женщинам и четырем мужчинам, большинство из которых старше 35 лет. Это нехарактерно для других костных коллекций региона, которые обычно состояли из детских или молодых останков. Палеопатологический анализ выявил наличие пяти случаев перенесенного поротического гиперостоза, что свидетельствует о плохом детском здоровье в сообществе Вучедоля раннего бронзового века. Однако важно, что, несмотря на серьезные проблемы в детском возрасте, эти люди смогли не только выжить, но и достичь поздней зрелости.

Результаты палеодонтологического исследования показали высокую распространенность предсмертной потери зубов и преимущественно их сильной изношенности. Наличие многочисленных альвеолярных абсцессов также может быть связано с преклонным возрастом. Кроме того, сильное разрушение зубной эмали, вероятно, вызвано высоким уровнем потребления твердой волокнистой пищи, требующей энергичного жевания или диетой, содержащей твердые частицы, такие как песок в муке каменного помола. Изотопный анализ указывает на то, что популяция Вучедоля имела одинаковую диету независимо от пола и возраста. Она основывалась на растительных культурах или животных, питавшихся местной растительностью. Жители Вучедоля, возможно, употребляли также рыбу, учитывая близость Дуная, но она не составляла значительной части рациона.

Археологи заключили, что черепа датированы ранним бронзовым веком (около 2345–2035 годов до нашей эры). Они пришли к выводу, что вучедольская популяция этого периода сильно отличается от предшествовавшей ей энеолитической. Это свидетельствует о важных сдвигах в региональных сельскохозяйственных стратегиях к началу раннего бронзового века.

Ранее на N + 1 мы рассказывали о других находках эпохи бронзового века. Так, археологи доказали, что первые одомашненные стада животных привели на территорию Горного Алтая представители афанасьевской культуры, а генетики установили происхождение эгейской цивилизации бронзового века.

Археологи нашли в Вирджинии останки участников сражения при Уильямсберге