Во время весенней миграции из Африки в Северную Европу черные стрижи могут развивать скорость до 832 километров в день. Их средняя скорость при этом составляет 570 километров в день. Однако, когда стрижи летят на зимовку в обратном направлении, они движутся намного медленнее, чаще останавливаются на отдых и преодолевают более значительные расстояния. Как отмечается в статье для журнала iScience, во время весеннего перелета стрижи пользуются помощью сильных попутных ветров, благодаря чему добираются до дома всего за две недели.
Черные стрижи (Apus apus) проводят большую часть жизни в воздухе, охотясь на летающих насекомых. С землей их связывает почти исключительно необходимость выводить птенцов в дуплах деревьев или полостях в скалах и зданиях. Размножаются эти птицы в Европе, Северной Азии и Северной Африке. Сюда они прилетают на несколько теплых месяцев, после чего отправляются зимовать в Африку к югу от Сахары.
Сюзанна Окессон (Susanne Åkesson) и ее коллеги из Лундского университета уже несколько лет изучают миграции черных стрижей. За этом время исследователи успели выяснить, что некоторые представители данного вида летают по десять месяцев без остановки, а также что чем севернее гнездятся европейские стрижи, тем севернее находятся места их африканских зимовок.
В новом исследовании Окессон вместе с соавтором Джузеппе Бьянко (Giuseppe Bianco) подробно описали весенние и осенние миграции черных стрижей. В 2010-2014 годах исследователи поймали в шведской Лапландии 45 стрижей и снабдили их крошечными геолокаторами массой не более одного грамма. 24 прибора впоследствии удалось вернуть, причем 19 из них записали перелеты птиц в течение целого года.
Судя по данным геолокаторов, помеченные ими стрижи покидали Лапландию в среднем 15 августа. Примерно через шесть недель, то есть уже в конце сентября, птицы достигали мест зимовки. При этом передвигались они сложным маршрутом: большинство стрижей сначала летели над Северной и Восточной Европой, держа путь на юг, а затем сворачивали на юго-запад, к Пиренейскому полуострову. После этого птицы пересекали Сахару в западной и центральной части примерно за 11 дней, проводили какое-то время в Сахеле и лишь затем оказывались в Западной и Центральной Африке, где оставались до весны.
Во время осеннего перелета стрижи делали от одной до четырех остановок для отдыха и кормления, в основном в Европе и Северной Африке непосредственно перед пересечением Сахары, а также в Сахеле. Однако шесть птиц делали перерывы продолжительностью от двух до пятнадцати дней вскоре после вылета из Лапландии. В общей сложности остановки стрижей во время осеннего перелета отнимали около 22 дней.
Весенняя миграция лапландских стрижей начиналась в районе 14 мая. Если на юг эти птицы летели сложным маршрутом, то к местам гнездования возвращались практически по прямой, питаясь пойманными по дороге насекомыми. Три птицы по дороге в Лапландию вообще не делали перерывов, а оставшиеся останавливались не более трех раз, в основном в Средиземноморье. Общая продолжительность остановок по дороге на север составила всего около пяти дней. Весь весенний перелет занял у стрижей в среднем 15 дней — намного меньше, чем осенний. В частности, на пересечение Сахары весной уходило всего пять дней. Около 29 мая помеченные особи уже были в Лапландии.
Окессон и Бьянко подсчитали, что во время осеннего перелета лапландские стрижи преодолевали в среднем 9533 километра. Маршрут весенней миграции оказался намного короче: 7996 километров. При этом, двигаясь на север, стрижи летели по прямой на протяжении 71 процента времени, а по пути на юг это значение сокращалось до 51 процента. Это свидетельствует, что осенью птицы тратили больше времени на кормежку.
Средняя скорость лапландских черных стрижей во время весеннего перелета составила 570 километров в день, а один стриж-рекордсмен разогнался до 832 километров в день и достиг мест размножения за девять дней. Это намного выше расчетов, согласно которым предельная скорость для таких мелких птиц составляет около 500 километров в день. Во многом быстрой весенней миграции стрижей помогают сильные попутные ветра скоростью до 36 метров в секунду, которые особенно характерны для больших высот. Судя по всему, птицы рассчитывают лучшее время для начала миграции, ориентируясь на силу и направление ветра.
Для сравнения, осенью стрижи развивали намного меньшую скорость — всего около 250 километров в день. Отчасти это связано с тем, что поддержка ветров в это время года примерно на 20 процентов слабее. Интересно, что популяции стрижей не из Лапландии обычно летают не так быстро: весной они перемещаются со скоростью около 336 километров в день, а осенью эта цифра снижается до 170 километров в день.
Рекорд беспосадочного перелета среди птиц принадлежит кулику малому веретеннику (Limosa lapponica). Прошлой осенью самец этого вида преодолел около 12200 километров над Тихим океаном во время миграции с Аляски в Новую Зеландию. За это время он ни разу не приземлялся. В общей сложности путешествие заняло у птицы 11 дней.
Сергей Коленов
Это произойдет из-за утраты местообитаний, если не снизить антропогенное воздействие
Если не ограничить антропогенные выбросы парниковых газов, то при текущих тенденциях землепользования и распределения населения в Европе к 2061–2080 годам 76 процентов видов шмелей лишится 30 процентов площади своих местообитаний. Это поставит их под угрозу вымирания. Такие выводы содержит статья, опубликованная в журнале Nature. В мире более 90 процентов дикорастущих растений и более 75 процентов сельскохозяйственных культур опыляют насекомыми-опылителями. В последние десятилетия их популяциям угрожает потепление климата, загрязнение воздуха, некорректное применение пестицидов, неустойчивое землепользование и ряд других проблем, из-за которых их численность снижается во всем мире. В умеренных и высоких широтах северного полушария главными насекомыми-опылителями выступают шмели, организм которых адаптирован к холодным условиям. Согласно некоторым национальным отчетам (например, бельгийскому и нидерландскому), в Европе уже наблюдается локальное вымирание до четверти видов шмелей. Ученые под руководством Гийома Гисбена (Guillaume Ghisbain) из Брюссельского свободного университета смоделировали, как изменится численность шмелей разных видов в Европе в течение XXI века, используя наборы данных о климате, землепользовании и населении из проекта ISIMIP2b и обучая модели экологических ниш на данных о присутствии и численности шмелей с географической привязкой. Они использовали три сценария социоэкономического развития (SSP 1-2.6; SSP 3-6.0 и SSP 5-8.5), предполагающие низкие, умеренные или высокие антропогенные выбросы парниковых газов соответственно. Авторы исследования пришли к выводу, что даже при существенном ограничении антропогенных выбросов парниковых газов к 2061–2080 годам 32 процента видов шмелей, внесенных МСОП в список «вызывающих наименьшее опасение», потеряют не менее 30 процентов площадей пригодных для их жизни местообитаний. Если же не ограничить эти выбросы, то с потерей почти трети местообитаний столкнется уже 76 процентов видов европейских шмелей. Таким образом, эти виды шмелей окажутся в категории «находящиеся под угрозой исчезновения». Сильнее всего пострадают местообитания шмелей в Бельгии, Германии, северной Франции и Нидерландах, но в целом вся территория Европы ниже 60 градуса северной широты рискует стать малопригодной для обитания шмелей. Рефугиумом для некоторых видов шмелей может стать Фенноскандия, если на ее территории не усилится действие каких-либо неучтенных антропогенных факторов. Подробнее о причинах и последствиях кризиса насекомых-опылителей в биосфере можно прочитать в нашем материале «Проблема жъжъь».