Физическая активность в детстве повысила успеваемость через эмоциональную регуляцию

Британские ученые выяснили, что между физической активностью и эмоциональной саморегуляцией существует положительная связь в детском возрасте. Физическая активность предсказывала успеваемость в школе через эмоциональную саморегуляцию у семилетних детей и через поведенческую регуляцию у одиннадцатилетних. Ученые считают, что это исследование должно стать основанием для разработки дополнительных программ увеличения физической активности среди детей. Исследование опубликовано в PLoS One.

Саморегуляция — это умение контролировать эмоции и поведение в зависимости от требований ситуации. На ее развитие влияют внутренние (генетика и физиология) и внешние факторы, к которым, например, относятся уход за ребенком, социально-экономическое положение семьи и школа. Существует три составляющих саморегуляции: когнитивная, эмоциональная и поведенческая регуляции. Первая отвечает за контроль мыслей и действий при достижении цели. Эмоциональная регуляция — это управление эмоциональными реакциями, то есть способность эмоционально реагировать на жизненные события социально приемлемым образом, сохраняя при этом возможность спонтанных реакций, но откладывать их в случае необходимости. Последняя, поведенческая регуляция, заключается в отказе от некоторых желанных действий и управление вниманием при достижении цели.

Влияние физической активности на психические процессы интересует исследователей уже в течение нескольких десятилетий. Так, ученые, благодаря функциональной магнитно-резонансной томографии, уже знают, что физические упражнения повышают активность префронтальной коры головного мозга детей (она же поражается при низкой физической активности). Причем ученые уже знают, что физическая активность связана с процессами психической саморегуляции. Последней приписывают важную роль в академической успеваемости, из-за чего предполагается, что физическая активность через развитие психической саморегуляции положительно влияет на успехи детей в учебе. Однако точность этой связи пока оставалась под вопросом.

Систематический обзор исследований показал, что физическая активность и академическая успеваемость положительно коррелируют у детей из более бедных семей. Из этого ученые сделали вывод, что, в целом, физическая активность может помогать обездоленным детям повысить академические результаты через влияние на саморегуляцию. Чтобы окончательно убедится в связи этих трех факторов, Фотини Василопулос (Fotini Vasilopoulos) и Мишель Эллефсон (Michelle R. Ellefson) из Кембриджского университета, исследовали данные детей, которые в возрасте семи лет носили акселерометры на правом бедре в течение семи дней подряд в часы бодрствования, а в возрасте 14 лет — на запястье недоминантной руки в течение двух суток: одни сутки в будний день, а другие — в выходной. В первую выборку (семь лет) попало 4043 детей (мальчиков и девочек было поровну), во второй (14 лет) остался 81 процент (3275 детей).

В возрасте семи лет родители оценивали эмоциональную регуляцию ребенка с помощью опросника социального поведения детей по следующим четырем пунктам: «Ребенок показывает перепады настроения», «перевозбуждается», «легко расстраивается» и «действует импульсивно». На каждое утверждение родители могли ответить «неправда», «правда» и «определенно правда». В этом же возрасте эмоциональную регуляцию оценивал школьный учитель, отвечая на пункты «Беспокойный, гиперактивный, не может долго оставаться на месте» и «Легко отвлекается, низкая концентрация» таким же образом. В дальнейшем учитель в возрасте 11 лет и родители в возрасте 14 лет повторно оценивали эти утверждения.

Поведенческая регуляция оценивалась в то же время, что и эмоциональная. В возрасте семи лет родители оценивали два пункта: «Ребенок упорствует перед лицом сложных задач» и «переходит к новой деятельности после завершения задачи». Учитель оценивал утверждения «доводит задачи до конца», «может остановиться и подумать, прежде чем действовать» и «часто выходит из себя». Дальнейшая оценка производилась так же, как и в случае с эмоциональной регуляцией.

Моделирование структурных уравнений со скрытыми переменными показало, что физическая активность положительно и достоверно предсказывает эмоциональную регуляцию в возрасте семи (p < 0,001), 11 (p < 0,001) и 14 лет (p < 0,001). Однако физическая активность имела отрицательную связь с поведенческой регуляции в семь (р < 0,001) и 11 лет (р < 0,001), хотя в 14 лет она оказалась статистически незначимой (р = 0,22).

При включении в анализ социально-экономического положения семьи как фактора, влияющего на все три исследуемых конструкта, связь между физической активностью и обоими видами регуляции в семь лет стала незначительной. Однако в 11 и 14 лет физическая активность значительно и отрицательно предсказывала эмоциональную регуляцию (p < 0,001 для обоих возрастов). Помимо этого разницы между закрытым помещением и открытым воздухом, где дети могли бы заниматься физической активностью, на предсказывание эмоциональной или поведенческой регуляции в возрасте семи лет ученые не обнаружили. Плавание (р < 0,001) и командные игры с мячом (р < 0,001) предсказывали как эмоциональную, так и поведенческую регуляцию, но другие виды спорта не оказались статистически значимыми.

Косвенное влияние физической активности на успеваемость через эмоциональную регуляцию оказалось значительно положительным в возрасте семи лет (р < 0,001) и через поведенческую регуляцию в 11 лет (р < 0,001), даже после поправки на социально-экономическое положение семьи. Ученые не исследовали академическую успеваемость в возрасте 14 лет.

Таким образом, это исследование выявило, что физическая активность положительно предсказывает навыки эмоциональной регуляции, приводящие к более высоким достижениям в начальной школе, а поведенческая регуляция приводит к более высоким академическим успехам в препубертате. Исследователи считают, что на местном уровне власти могли бы создавать безопасную и благоприятную среду для детей, где они могут заниматься спортом. На школьном уровне педагоги могут взаимодействовать со спортивными клубами за пределами школы (особенно это касается плавания и спорта с мячом) для создания целевых спортивных программ, проводимых в любой среде. Другим вариантом для педагогов может быть бо́льшая интеграция физической активности в учебный процесс.

Впрочем, изучение взаимосвязи обучения и эмоций не впервые открывает столь необычные закономерности. Так, российские психологи выяснили, что отсутствие воспитателей помогает дошкольникам понять эмоции друг друга.

Вячеслав Гоменюк