Ученые из музея Фицуильяма в Кембридже обнаружили подмену персонажа в средневековом манускрипте XV века «Часослов Изабеллы Стюарт». На одной из страниц в сюжетной миниатюре голова покойной жены бретонского герцога Франциска I закрашена, и на ее месте нарисована голова его второй супруги. Увидеть позднее вмешательство удалось при помощи инфракрасных фотографий. Они опубликовали результаты исследования к открытию выставки «Человеческое прикосновение» на музейной странице в фейсбуке. Полностью оцифрованная рукопись выложена на сайте музея Фицуильяма.
Часослов или часовник — молитвенник, получивший свое название от «часов» — молитв, произносимых в определенное время суток. В средневековой европейской христианской традиции рукописные часословы, предназначенные для знатных особ, были настоящими произведениями искусства. Книги, богато украшенные орнаментами и миниатюрами, называются иллюминированными рукописями. Отличительные особенности иллюминированных книг XIV–XV веков — вычурные буквицы, широкие орнаментальные бордюры и многофигурные композиции. Художники украшали рукописи при помощи натуральных пигментов на яичном белке (темперы), золота и серебра.
Одна из самых известных иллюминированных рукописей — Часослов Изабеллы Стюарт (Hours of Isabella Stuart). На 234 страницах искусно украшенной книги размещены 528 иллюстраций, в том числе 24 полностраничные многофигурные миниатюры. Драгоценный часослов был изготовлен в мастерской Рогана (Le Maître de Rohan) между 1417 и 1431 годами по заказу герцогини Иоланды Арагонской для своей дочери, которую тоже звали Иоланда. Молитвенные тексты в часословах сопровождались искусными сюжетными миниатюрами, а их персонажами художники часто делали владельцев книги.
Молитвенник предназначался Иоланде в качестве свадебного подарка, и она была изображена на одной из миниатюр, стоящей на коленях перед богородицей. Она стала супругой герцога Бретани Франциска I в 1431 году, а в 1440 году скончалась. Через два года Франциск повторно женился на шотландской принцессе Изабелле Стюарт. Изменения в семье герцога повлекли за собой изменения в иллюстрациях Часослова. Он подарил дорогой молитвенник новой жене и заказал иллюминаторам некоторые изменения.
Сюзанна Рейнольдс (Suzanne Reynolds), научный сотрудник и специалист по книжной иллюминации и иллюстрации музея Фицуильяма в Кембридже, сообщила, что ученые музея на одной из миниатюр знаменитого рукописного манускрипта XV века «Часослов Изабеллы Стюарт» обнаружили закрашенную голову одной из женских фигур. На ее месте был написан портрет другой женщины. Замена головы была зафиксирована при помощи инфракрасной фотографии. На коротковолновом инфракрасном изображении обратной стороны листа исследователи разглядели на месте головы коленопреклоненной женщины другую голову в большом головном уборе и заметили отсутствие соседнего персонажа — Святой Екатерины.
Изначально изображенная на миниатюре Иоланда Анжуйская была частично закрашена, поверх нее появилось лицо новой невесты герцога Бретани Франциска I — Изабеллы Стюарт. Художники также добавили в картину геральдические символы Изабеллы и украсили новую героиню сюжета золотой короной с камнями. От внесенных поправок вокруг головы образовалось темное пятно; обнаружили, что при корректировке сюжета был использован другой пигмент. Исследователи отмечают, что подобные изменения в рукописных манускриптах символизировали переход собственности от одного владельца к другому и демонстрировали права нового собственника.
Последним владельцем рукописи был знатный англо-ирландский дворянин Ричард VII Фицуильям, который завещал ее вместе с уникальной художественной коллекцией и другими рукописями Кембриджскому университету. Собрание Фицуильяма стало основой музея его имени в 1816 году.
Британские исследователи находят неожиданные правки в старинных рукописях не в первый раз. N + 1 рассказывал о стертых надписях, обнаруженных с помощью ультрафиолетового облучения в «Черной книге Кармартена» — манускрипте XIII века.
Елена Синицкая