Никотинамид предотвратил метаболические нарушения в нейронах сетчатки крыс с глаукомой

Никотинамид предотвратил метаболические нарушения и сохранил морфологию митохондрий в нейронах сетчатки крыс с глаукомой. Шведские ученые исследовали эффект от использования никотинамида у больных и здоровых животных. Они надеются применять препарат для ранней профилактики глаукомы у людей. Исследование опубликовано в Redox Biology.

Глаукома — одно из самых распространенных нейродегенеративных заболеваний. Она поражает в основном пожилых людей, ее распространенность в возрасте 40-80 лет во всем мире составляет 3,54 процента. Главные факторы риска — генетическая предрасположенность, возраст, а также повышенное внутриглазное давление. Кроме медикаментозных методов терапии (глазные капли), используют операции, чтобы остановить прогрессирование заболевания. При этом пока не существует способов лечения, направленных на нейроны, которые поражаются при глаукоме. После их деградации наступает слепота (42 процента от всех больных).

Глаукома затрагивает ганглионарные клетки сетчатки, волокна которых формируют зрительный нерв. При повышении внутриглазного давления в них заметили аномальную структуру митохондрий, возникающую до начала дегенеративных изменений. Еще один признак дисфункции нейронов сетчатки — уменьшение содержания никотинамидадениндинуклеотида (НАД), который задействован в окислительно-восстановительных реакциях и играет важную роль в метаболизме клетки. Исследования на мышах показали, что с возрастом содержание его в ганглиях сетчатки снижается. Использование никотинамида (из которого синтезируется НАД) в пищу или введение его внутривенно защищало мышей от нейродегенеративных изменений при глаукоме. Это натолкнуло ученых на мысль изучить его применение у больных людей. В исследованиях, проведенных у больных глаукомой, состояние сетчатки улучшилось после лечения никотинамидом. Для широкого применения у больных людей требуется более подробно изучить механизм его действия и оценить, как он влияет на поврежденные и здоровые нейроны. Это важно в клинической практике, так как у пациентов обычно наблюдается смесь из больных и здоровых нейронов.

Шведские ученые под руководством Пита Вильямса (Pete A Williams) из Каролинского института изучили эффекты никотинамида на зрительную систему в нормальных условиях и во время глаукомы. Исследование проводили на крысах, у которых индуцировали состояние глаукомы, а здоровые животные были группой контроля. Никотинамид добавляли как в воду больных, так и здоровых животных (чтобы проверить влияние никотинамида на сохранные клетки). После завершения эксперимента у животных взяли образцы сетчатки. Исследователи измерили метаболический профиль глазных нейронов у здоровых и больных животных с помощью масс-спектрометрии. Состояние митохондрий оценивали методами микроскопии.

Никотинамид улучшал состояние нейронов у крыс с глаукомой (p < 0,01). Исследователи не зарегистрировали никаких отклонений в метаболизме здоровых нейронов при лечении ниацинамидом. У поврежденных нейронов наблюдалось повышенное содержание альфа-кетоглутаровая кислоты, гомоцистеины и глицерофосфохолина. Лечение никотинамидом полностью предотвращало эти изменения. Также у крыс, больных глаукомой, обнаружили уменьшение размера митохондрий ганглионарных клеток, при этом никотинамид частично защищал от таких изменений.

Исследователи не только еще раз подтвердили нейропротективное действие никотинамида, но и открыли его механизмы: защита нейронов от метаболических нарушений и поддержание нормальной функции митохондрий. Ученые предлагают применять никотинамид для ранней профилактики глаукомы, так как он не наносит вреда здоровым нейронам. В сентябре 2021 года они планируют начать новое исследованием с вовлечением людей.

Применение никотинамида не единственный инновационный метод лечения глаукомы. В США ученым удалось восстановить внутриглазное давление у мышей с глаукомой путем трансплантации стволовых клеток.

Ковид надорвал подростку легкое