Археологи доказали, что первые одомашненные стада животных привели на территорию Монголии из Горного Алтая представители афанасьевской культуры. Основываясь на данных из могильников Алтан сандал и Шатар чулуу, ученые подтвердили, что употребление молочной продукции началось уже на рубеже IV–III тысячелетий до нашей эры. Статья опубликована в журнале Archaeological Research in Asia.
Афанасьевская культура представляет собой южносибирскую археологическую культуру бронзового века, относящуюся к концу IV–III тысячелетиям до нашей эры. Она названа в честь Афанасьевой горы в Хакасии, где в 1920 году был исследован первый могильник, принадлежавший этой культуре. Основными районами распространения афанасьевской культуры были Алтай, Хакасско-Минусинская котловина, а также в меньшей степени Восточный Казахстан, Западная Монголия и Синьцзян.
Афанасьевцы известны благодаря своим культурным достижениям. Это в первую очередь овладение металлом, а также переход к скотоводству. Они разводили овец, коров и лошадей. Афанасьевцы относились к европеоидной расе и этнически наиболее близки к представителям ямной культуры раннего бронзового века, занимавшей южную часть Восточно-Европейской равнины. Кроме того, эта культура широко представлена сохранившимися до наших дней курганами. Афанасьевцы имели хорошо развитый погребальный обряд. Их погребальные сооружения располагались, как правило, у берегов крупных рек и представляли собой невысокие земляные курганы с выложенными на них каменными кольцами. В центре ограды обычно находилась одна могила (иногда две-три) с характерной укладкой усопших или на спине с согнутыми коленями, или на боку в скрюченном положении. В некоторых случаях афанасьевские некрополи представляют целые кластеры, достигая 40 объектов.
Уильям Ханичерч (William Honeychurch) из Йельского университета совместно с коллегами из Монголии исследовали проникновение афанасьевской культуры из Сибири в Монголию. Они сконцентрировали свое внимание на двух некрополях в Хангайских горах – Шатар чулуу и Алтан сандал, которые впервые обследованы еще в 1970-х годах российскими и монгольскими археологами.
Ученые ознакомились с результатами прошлых экспедиций и музейными коллекциями из этих могильников, а также повторно изучили курганы на местах в 2018 году. Алтан сандал и Шатар чулуу находятся на расстоянии 130 километров друг от друга вдоль верховьев крупных рек на широких открытых террасах. Радиоуглеродные датировки относят эти курганы к раннему этапу становления афанасьевской культуры и близки по времени с алтайским периодом (XXXI–XXIX века до нашей эры).
Алтан сандал представляет собой скопление невысоких плоских курганов. Исследователи установили три типичных афанасьевских захоронения, для которых характерны каменная выкладка, насыпь около 35 сантиметров, погребальная камера на глубине 0,8–1,2 метра. Сами усопшие находились в позе лежа на спине с согнутыми в коленях ногами и были посыпаны охрой. Однако археологи также установили две отличительные особенности, несвойственные алтайским захоронениям. Так, умершие погребены с разной ориентацией по сторонам света и без соответствующих материальных артефактов.
Стоянке Шатар чулуу археологи уделили больше внимания. Уникальной особенностью этих могил является наличие второго каменного кольца, аналогии чему есть лишь в немногочисленных примерах на Алтае. Сами курганы в остальном типичны для афанасьевцев. На этих объектах обнаружено большое количество фрагментов керамики, характерной для этой материальной культуры. Среди прочего, археологи отметили, что череп умершего в первом погребении Шатар чулуу был покрыт остатками бересты.
Ученые пришли к выводу, что Алтан сандал и Шатар чулуу представляют собой самые восточные признаки проникновения афанасьевцев. Данные генетики подтвердили связь между останками из этих курганов и степными популяциями ямной и афанасьевской культур. Приход афанасьевцев в Монголию долгое время рассматривался как начало скотоводства в регионе. Однако в могильниках Алтан сандал и Шатар чулуу не обнаружено никаких следов домашних животных. Лишь анализ человеческих зубов из первого погребения Шатар чулуу предоставил прямые доказательства употребления людьми молочных продуктов, полученных от жвачных животных. Обнаруженные молочные белки свойственны овцам и коровам.
Ученые заключили, что афанасьевцы в Центральной Монголии вели охотничий, собирательский и скотоводческий образ жизни. Серия изотопных анализов подтвердила, что, несмотря на потребление молочной продукции, основой рациона питания оставались результаты охоты и собирательства дикоросов. Археологи констатировали, что сообщества афанасьевцев прибыли в Монголию на заре своего развития и привели в регион первые стада домашних животных.
Ранее на N + 1 мы рассказывали о других интересных открытиях, связанных с древним Алтаем. Так, генетики нашли предков скифов на Алтае и Урале, а ворсинки ковра из алтайского кургана железного века рассказали о технологии стойкого окрашивания.
Михаил Подрезов