Американские исследователи выяснили, что у трансгендеров и небинарных людей, перенесших какие-либо хирургические операции по коррекции пола, значительно уменьшился уровень психологического стресса по сравнению с людьми, которые не смогли осуществить желаемые операции. В работе, опубликованной в журнале JAMA Surgery, ученые проанализировали данные масштабного опроса (более 27 тысяч участников) трансгендерных и небинарных людей, проведенного в США в 2015 году.
Когда гендер человека не совпадает с полом, его называют трансгендерным, а если гендерная идентичность человека не укладывается в бинарную систему (деление на мужской и женский гендер) — человека называют небинарным. Зачастую несовпадение гендерной идентичности и биологического пола вызывает дискомфорт и становится причиной личностного расстройства — гендерной дисфории. В ряде исследований с участием людей с гендерной дисфорией ученые выяснили, что в этих группах чаще, чем у цисгендерных людей, встречаются расстройства аутистического спектра и другие психические расстройства. Это может быть связано с тем, что такие люди часто сталкиваются с дискриминацией, насилием и общественными ожиданиями, основанными на поле, определенном при рождении.
Согласно Стандартам медицинской помощи, опубликованным Всемирной профессиональной ассоциацией по охране здоровья трансгендеров, хирургическая коррекция пола необходима для облегчения психологического стресса трансгендерных и небинарных людей. К таким хирургическим процедурам относятся, например, создание или удаление груди, вагинопластика, фаллопластика, удаление матки, операции по изменению черт лица, хирургия голоса.
Энтони Алмазан (Anthony N. Almazan) и Алекс Кеуроглиан (Alex S. Keuroghlian) из Гарвардской медицинской школы произвели вторичный анализ данных опроса (из 324 пунктов) 27715 трансгендерных и небинарных людей, проведенного в США в 2015 году и включавшего в себя такие темы, как дискриминация, здоровье и доступ к медицинской помощи. Под вторичным анализом понимают анализ уже существующих данных с учетом новой исследовательской задачи. Медики хотели выяснить, как хирургическое вмешательство в пол сказалось на ментальном здоровье людей.
Из всех 27715 респондентов 7751 (38,8 процента) были идентифицированы как трансгендерные женщины, 6489 (32,5 процента) — как трансгендерные мужчины, и 5300 (26,6 процента) — как небинарные люди. Исследователи разделили анкеты респондентов на две группы. В первую группу вошли 3559 человек, которые совершили одну или более операций в течение двух лет до прохождения опроса. Во второй группе оказались 16401 человек, которые высказали желание сделать хирургические процедуры по коррекции пола, но им отказали по каким-либо причинам.
Ученые проанализировали данные, касающиеся психологического состояния респондентов, суицидальных мыслей и попыток, неумеренного употребления алкоголя (пять или более алкогольных напитков за один раз), курения сигарет. После корректировки с учетом социально-демографических факторов выяснилось, что хирургические операции по коррекции пола были связаны со снижением уровня психологического стресса на 42 процента, уменьшением суицидальных мыслей на 44 процента и сокращением курения табака на 35 процентов. Статистически значимой корреляции между операциями и употреблением алкоголя или попытками суицида обнаружено не было.
Также исследователи выяснили, что у трансгендерных и небинарных людей, перенесших все желаемые операции (2448 человек), улучшение ментального здоровья было выражено значительнее, чем у людей, перенесших только часть желаемых операций (3311 человек).
Исследование 2020 года показало, что изменение имени в паспорте на более соответствующее гендерной идентичности также связано с улучшением психического здоровья трансгендеров и людей с небинарным гендером.
Виктория Барановская
Велосипедисты в жилетах и шлемах казались респондентам менее похожими на людей
Ученые из Австралии проверили, влияет ли защитное снаряжение велосипедистов на то, как их воспринимают остальные. Участники опроса, которым которым предлагали выбрать одну фотографию из пары, посчитали велосипедистов в обычной одежде в большей степени людьми, чем велосипедистов в шлемах и светоотражающих жилетах. Работа опубликована в Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. Велосипедная инфраструктура во многих странах развита плохо, и велосипедистам приходится ездить по дорогам вместе с машинами. Это небезопасно само по себе, а еще водители автомобилей иногда ведут себя агрессивно по отношению к людям на велосипедах. Исследование 2019 года показало, что люди дегуманизируют велосипедистов, то есть лишают их — у себя в голове — человеческих черт: интеллекта, рациональности, самоконтроля, индивидуальности, сложных эмоций, морали и так далее. На шкале от таракана до человека 37 процентов респондентов разместили велосипедистов не в самом конце шкалы, то есть посчитали их не вполне людьми. Степень такой дегуманизации предсказывала агрессию по отношению к велосипедистам (преимущественно со стороны водителей). Марк Лимб (Mark Limb) из Квинслендского технологического университета и Сара Коллиер (Sarah Collyer) из университета Флиндерс захотели выяснить, почему люди воспринимают велосипедистов именно так. Авторы предыдущего исследования предположили, что виноват может быть шлем, потому что он частично закрывает лицо, в частности — глаза и волосы, и тем самым делает человека «менее человеком», или другая экипировка. В опросе поучаствовало 563 респондента. Им показывали пары фотографий, на которых был изображен человек — мужчина или женщина — с велосипедом. Велосипедист был либо без головного убора, либо в кепке, либо в велосипедном шлеме, либо в светоотражающем жилете, но без кепки или шлема. Пары изображений создавались случайно, но участникам предъявили все возможные комбинации. Из двух фотографий респонденты должны были выбрать ту, человек на которой, по их мнению, меньше похож на человека. Перед началом испытания участникам предложили выбрать между моделью-мужчиной и моделью-женщиной без экипировок и кепок, чтобы убедиться, что выбор не зависит от пола модели. Велосипедисты в шлемах действительно казались участникам менее человечными, чем велосипедисты в кепках или без какого-либо головного убора и снаряжения — так посчитало от 357 до 397 респондентов. Примерно столько же участников посчитало велосипедистов в кепках менее человечными, чем велосипедистов без головного убора. Но между кепкой и шлемом участники выбирали шлем как атрибут меньшей человечности. Менее всего похожими на людей показались участникам велосипедисты в светоотражающих жилетах. Так, например, при сравнении изображений женщины в кепке и женщины в защитном жилете 398 респондентов посчитали женщину в жилете менее человечной. Судя по всему, велосипедистов в глазах других людей дегуманизирует защитное снаряжение в целом, а не просто шлем. Затем участникам предложили оценить велосипедистов по шкале дегуманизации, в начале которой расположен таракан (это 0), а в конце — человек (100). Эту шкалу респондентам уже показывали в начале исследования, а теперь им нужно было поместить на нее велосипедистов. Около 30 процентов респондентов посчитали велосипедистов не на 100 процентов людьми. В основном среди этих 30 процентов оценки человечности велосипедистов располагались в диапазоне от 81 до 99 процентов. На вопрос о том, почему они выбрали то или иное фото, респонденты отвечали по-разному. Кто-то говорил так: чем больше открытой кожи, тем больше модель похожа на человека. Для других спортивная экипировка указывала на лучшую физическую форму, и, как следствие, большую человечность. Также участники рассказали, как по их мнению воспринимают их водители на дорогах, если они едут на велосипеде. Они подтвердили, что экипировка вызывает больше агрессии, а женщины сказали, что к ним относятся не так агрессивно, как к их друзьям-мужчинам. Возможно, пишут авторы, защитная экипировка вызывает дегуманизацию и большую агрессию из-за того, что она явно указывает на принадлежность велосипедиста к группе. В итоге негативная репутация всей группы с большей вероятностью будет присвоена конкретному человеку. Таким образом, возникает потенциальный конфликт: снаряжение предназначено для того, чтобы сделать езду на велосипеде более безопасной, однако его наличие может вызвать большую агрессию со стороны других людей. Однако авторы отметили, что участники могли выбирать между двумя фотографиями по какому-то собственному принципу (например, эстетическому), то есть результаты могут и не отражать степень дегуманизации. Также они отметили, что их выборка не была репрезентативной выборкой австралийского населения. Среди участников преобладали мужчины среднего возраста с более высокими доходами, чем у среднего австралийца, более высокообразованные и работающие полный рабочий день. Ранее мы рассказывали о том, что во Франции разработали жилет для велосипедистов, который надувается при падении и таким образом гасит удар.