Опубликованы фотографии самолета ЛМС-901 «Байкал», который разрабатывают как преемника «Кукурузника». Он находится в цеху на ранней стадии сборки, судя по изображениям, пока готов лишь планер. Подборку фотографий опубликовал блог bmpd.
Малая авиация используется летает там, где или экономически нецелесообразно, или физически невозможно использовать крупные магистральные самолеты. Например, Ан-2, получивший прозвище «Кукурузник», около 70 лет используется как сельскохозяйственный, спортивный, медицинский, поисково-спасательный и учебный самолет, а также перевозит грузы и пассажиров на малонагруженных направлениях. Однако к настоящему моменту этот самолет морально устарел, и в 2019 году Минпромторг поручил компании «Байкал-инжиниринг» разработать новую модель, которую назвали ЛМС-901 «Байкал». Он должен будет вмещать до девяти пассажиров, летать со скоростью до 300 км/ч на дальность до 1500 километров с нагрузкой в две тонны. В конце 2020 года прошли аэродинамические испытания уменьшенного макета ЛМС-901.
Теперь в интернете появились фотографии «Байкала» в Московском авиационном институте на стадии сборки. На фотографиях видны фюзеляж и крылья самолета, без двигателя и приборов.
Ожидается, что на опытных образцах будет стоять двигатель General Electric H80-200, в дальнейшем его заменят российским ВК-800С. По контракту с Минпромторгом, самолет должен быть готов к испытательному полету до конца 2021 года.
Другой перспективный российский самолет, среднемагистральный МС-21, в начале 2021 года выкатился за пределы полосы во время испытаний прерванным взлетом.
Василий Зайцев
С гибридной силовой установкой и продолжительностью полета более двух часов
Французская компания Zapata разрабатывает персональный летательный аппарат вертикального взлета и посадки под названием Airscooter. Аппарат массой 115 килограммов, рассчитанный на одного человека, будет оснащаться двенадцатью воздушными винтами и гибридной силовой установкой. Airscooter будет способен поднимать груз до 120 килограмм, развивать максимальную скорость 100 километров в час и летать на протяжении более двух часов, сообщает издание New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Компания Zapata, основанная изобретателем Фрэнки Запатой (Franky Zapata), занимается разработкой персональных летательных средств уже больше десяти лет. В списке изобретеней Запаты, например, значатся водяной и воздушный ховерборды Flyboard, а также одноместный летательный аппарат JetRacer, представленный в 2022 году. Его конструкция напоминает квадрокоптер, у которого роль роторов выполняют десять компактных турбореактивных двигателей, разгоняющих аппарат до 200 километров в час. Новая разработка Zapata под названием Airscooter тоже относится к классу персональных летательных аппаратов. Внешне корпус одноместного Airscooter напоминает яйцо на трех опорах, сверху которого находится рама, состоящая из восьми лучей, на ней размещаются двенадцать роторов. Два задних луча соединяются спойлером. Четыре больших ротора, установленные на концах лучей, расположенных вдоль и перпендикулярно оси аппарата, судя по опубликованным изображениям и видео, вращаются с помощью гибридного привода. Другие восемь винтов меньшего диаметра располагаются парами на оставшихся четырех лучах рамы и имеют полностью электрический привод. https://www.youtube.com/watch?v=v_hPFbpA_ts Точное предназначение всех двенадцати воздушных винтов пока не раскрывается, однако можно предположить, что восемь малых пропеллеров будут намного быстрее реагировать на управляющие сигналы, поэтому скорее всего они будут использоваться для управления и балансировки устройства в полете, в то время как большие винты будут создавать основную тягу. Согласно опубликованным на сайте компании характеристикам, Airscooter будет способен разгоняться до скорости 100 километров в час и поднимать в воздух до 120 килограмм. Благодаря гибридной силовой установке продолжительность полета воздушного скутера на одной заправке бака объемом 18,9 литра составит более двух часов, что выгодно отличает его от чисто электрических летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой. Еще одним преимуществом станет масса Airscooter, которая составляет всего лишь 115 килограмм. Из-за этого, например, в США Airscooter квалифицируется как ультралегкий самолет, для управления которым не нужна лицензия пилота. Компания утверждает, что управление воздушным судном будет такое же простое как управление дроном благодаря автоматизации и множеству датчиков безопасности. Информации о стоимости аппарата и сроках его готовности на данный момент нет. На сегодняшний день множество компаний разрабатывают гибридные и полностью электрические летательные аппараты, которые вскоре должны стать частью новой отрасли аэротакси. Однако степень безопасности используемых в них технологий в полной мере еще не изучен. Недавно, к примеру, во время испытательного полета произошло крушение прототипа аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace, что может негативно отразиться на сроках сертификации.