Антигистаминные препараты заподозрили в уменьшении пользы от тренировок

Прием блокаторов гистаминовых рецепторов снижает мышечную перфузию, показатели газообмена и активность митохондриальных ферментов после упражнений, выяснили ученые из Бельгии и Дании. Они пришли к выводу, что H1/H2-гистаминовые рецепторы могут играть важную роль в адаптации к физическим нагрузкам и их позитивном эффекте на метаболизм. Статья опубликована в Science Advances.

Физические упражнения позитивно влияют как на метаболизм всего организма, так и локально, запуская адаптивные процессы в мышцах — увеличение перфузии и изменение функции митохондрий. Физические нагрузки широко рекомендуются людям всех возрастов, но многие молекулярные механизмы, лежащие в основе положительного влияния тренировок на сердечно-сосудистую систему и мышцы, неизвестны.

Гистаминовые рецепторы широко распространены в скелетных мышцах. Хотя изучение гистаминовых рецепторов обычно сосредоточено на аллергических реакциях, воспалении и желудочной секреции, в последние годы начали появляться исследования о роли блокады H1/H2-гистаминовых рецепторов в адаптации к физической нагрузке: гистаминовые рецепторы участвовали в регулировании интерстициальных уровней глюкозы в мышцах после упражнений. Описаны также и эффекты блокады гистаминовых рецепторов на уровни экспрессий генов после физических упражнений. Гены, экспрессия которых изменяется после упражнений, отвечают за воспалительные, сосудистые и метаболические функции клеток.

Группы исследователей из Бельгии и Дании под руководством Вима Дерейва (Wim Derave) изучили влияние блокады гистаминовых рецепторов на эффекты от физических нагрузок. В исследовании кратковременного эффекта тренировок участвовали восемь человек, в изучении долговременного — двадцать человек. Исследование кратковременных тренировок проводилось в два дня: с блокированием гистаминовых рецепторов и без блокирования. Для изучения влияния антигистаминных препаратов на регулярные тренировки испытуемых разделили на группу плацебо и на группу, получавшую антигистаминные вещества. Исследование было двойным слепым, то есть ни испытуемым, ни исследователям не была известна принадлежность к определенной группе. Участники занимались упражнениями в течение 6 недель. Для блокады гистаминовых рецепторов в обеих частях эксперимента использовались 540 миллиграмм фексофенадина и 300 миллиграмм ранитидина или 40 миллиграмм фамотидина.

До, после и во время упражнений участникам измеряли кровяное давление, пульс и показатели газообмена. Затем испытуемые выполняли упражнения на велотренажере. До и после исследования участникам проводили тест толерантности к глюкозе, а также измеряли перфузию в правой бедренной артерии методом допплерометрии. В конце эксперимента у участников взяли биопсию мышцы vastus lateralis, а затем лизировали биоптаты и измерили активность ферментов с помощью флуорометрии. Выборку проверяли на гомогенность и нормальность с помощью критерия Левена и Шапиро-Уилкса. Для анализа разницы до/после эксперимента применялся t-критерий Стьюдента, а в случае ненормального распределения — критерий Уилкоксона. Результаты считали значимыми при (p< 0.05).

Мышечная перфузия после краткосрочных упражнений оказалась меньше на 35% при использовании антигистаминных препаратов по сравнению с использованием плацебо. При этом антигистаминные препараты не оказывали значимого влияния на сердечные сокращения и давление.

Показатели газообмена — GET и RCP — после 6 недель упражнений увеличились в обеих группах, но в группе плацебо это увеличение было значительно больше (+22 и +19% против +11 и +6%). Активность мышечной цитрат синтазы увеличилась на 33% в группе контроля и на 14% в группе антигистаминных препаратов. В группе контроля также увеличилась активность митохондриальной супероксиддисмутазы 2 (+56%), увеличение в группе антигистаминных препаратов не было таким явным (+18%).

Ученые также отметили разницу в результатах теста на толерантность к глюкозе: у группы плацебо после систематических упражнений уменьшились общие уровни глюкозы и инсулина при проведении этого теста (−11% и −30% соответственно), но этого не произошло у группы, получавшей антигистаминные препараты (+1 и −3%).

Исследователи заключили, что передача сигнала через H1/H2-гистаминовые рецепторы важна для позитивного влияния физических упражнений на адаптацию к аэробным нагрузкам, гликемический контроль и мышечную перфузию, хотя многие молекулярные механизмы и взаимодействия ещё предстоит понять. Ученые также использовали небольшую выборку, поэтому необходимы дальнейшие исследования в данной области.

Физические упражнения способны предупреждать потерю мышечной массы, слабость и дисфункцию мышц, вызванную хроническим воспалением. К такому выводу пришли американские ученые. Они воздействовали цитокином интерферон-гамма на мышечные пучки, а затем проверяли, есть ли изменения в их структуре, биохимических и функциональных свойствах и в выделении сигнальных молекул цитокинов.

Свиная ГМ-почка проработала в человеческом организме два месяца