Объединенная авиастроительная корпорация приступила к испытания шлема для летчиков истребителей Су-57 со встроенной системой целеуказания и индикации. Как сообщает ТАСС со ссылкой на корпорацию, такой шлем, оснащенный системой дополненной реальности, должен значительно упростить управление самолетом и улучшить осведомленность летчика.
Встроенная в шлем система позволяет выводить на его защитное забрало прицельную символику, некоторые полетные данные, а также изображение с камер и тепловизоров, расположенных по периметру планера боевого самолета. Благодаря этому летчик получает полный круговой обзор и возможность видеть сквозь самолет. Система также позволяет сделать полеты в ночное время и при неблагоприятных погодных условиях безопаснее.
Сегодня подобной системой дополненной реальности штатно оснащаются американские истребители F-35 Lightning II. На этом самолете информация с бортовых систем, оптико-электронных камер и тепловизоров передается на защитное стекло шлема. Выводимое на стекло изображение имеет фокусировку на бесконечность, благодаря чему все данные остаются читаемыми независимо от того, на какой точке в пространстве сфокусирован взгляд летчика.
Шлем летчика F-35 оснащен несколькими датчиками положения головы. С их помощью система дополненной реальности отслеживает перемещения головы летчика и в соответствии с данными датчиков смещает изображение, выводимое на забрало. На приборной панели F-35 также установлено большой проекционный экран системы индикации на лобовом стекле. Когда система определяет, что летчик смотрит сквозь этот индикатор, часть дублирующейся информации с забрала шлема исчезает.
Серийное производство истребителей Су-57, разработка которых велась с 1990-х годов, ведется с лета 2019 года. Су-57 в настоящее время находится в опытной эксплуатации. Ранее военные заявляли, что на вооружение машина будет принята до конца 2019 года, однако из-за инцидента с аварией Су-57 во время испытательного полета в декабре прошлого года этот срок был передвинут на 2020 год. К настоящему времени Министерство обороны России заказало 76 новых истребителей.
Основная информация по проекту Су-57 засекречена. Известно только, что новые самолеты смогут нести во внутренних отсеках ракеты и бомбы общей массой до 4,2 тонны. Кроме того, истребители будут оснащены восемью внешними точками подвески для авиационного вооружения. Су-57 планируется принимать на вооружение в два этапа. На первом этапе в войска начнут поступать самолеты с двигателями АЛ-41Ф1. На втором этапе Су-57 получат двигатели уже пятого поколения — «изделие 30».
Первый серийный Су-57 поступил в войска в январе 2021 года.
Василий Сычёв