Редкая доисторическая булавка поможет изучить быт древних аборигенов Австралии

При раскопках в Мурравонге, в нижнем течении крупнейшей реки Австралии Муррей, обнаружен редкий для континента артефакт — костяное орудие. Группа исследователей из австралийских университетов Флиндерса и Гриффита смогла уточнить материал, из которого артефакт изготовлен, и определила его вероятное назначение. Статья вышла в научном журнале Australian Archaeology, пресс-релиз опубликован на EurekAlert.

Находка была сделана еще в 2008 году в рамках большого проекта по изучению стратегий существования людей в голоцене — геологической эпохе, которая началась около 12 тысяч лет назад и продолжается до сих пор. Плоскую заостренную палочку обнаружили в древнем могильнике, но вне захоронения, скорее, в куче мусора. Предмет был сломан — лишился заостренного кончика и сильно истерт по широким сторонам, поэтому археологи предположили, что его выбросил сам хозяин. Стратиграфические раскопки (то есть, методика, позволяющая «привязывать» предметы одного слоя к определенному времени) датировали находку довольно долгим периодом — от 3800 до 5300 лет назад.

Артефакт выточен из кости передней лапы какого-то сумчатого животного — валлаби или кенгуру. Это, по словам археологов, обычный выбор аборигенов для инструментов из-за размера и прочности кости. Предположительно, палочка представляет собой булавку, которую использовали для прокалывания мягких материалов вроде шкур животных. Но не исключено, что это заостренный наконечник какого-то метательного оружия.

Несмотря на кажущуюся простоту предмета, для австралийской археологии он довольно редкая находка. Изделия из камня и раковин в Австралии находят часто и обычно на поверхности земли, а костяные предметы происходят только из раскопок. Предыдущая такая находка была сделана в ущелье нижнего течения Муррея в 1970-х годах.

Немаловажно, что открытие совершено на землях Нгарринджерри — объединения из почти двух десятков племенных групп аборигенов в южной части Австралии. Такие исследования на землях аборигенов обычно проводятся в тесном контакте со старейшинами и часто зависят от их отношения к проекту. В данном случае местное сообщество инициировало изучение древнего могильника, поскольку было замечено, что захоронения и кости в них начали разрушаться. При раскопках археологи обнаружили не только фрагменты человеческих останков, но и кости рыб, панцири черепах, множество раковин и каменные артефакты.

Ведущий автор проекта в целом и раскопок в Мурравонге Кристофер Уилсон сам принадлежит к нгарринджери и в университете Флиндерса занимает должность преподавателя археологии и изучения коренных народов. Он считает, что предыдущие исследователи этой темы недостаточно взаимодействовали с аборигенами при изучении наследия древних жителей этого региона, и это одна из проблем австралийской археологии и общества в целом. Другая сложность состоит в малом количестве и изученности костяных артефактов. При этом анализ многочисленных каменных изделий уже привел к научному пониманию их технологических изменений с течением времени.

Таким образом скромная находка костяной палочки на юге Австралии закладывает основу для комплексного исследования, как изготавливали костяные орудия в регионе в доисторический период и как их использовали люди, обитавшие на берегах реки несколько тысячелетий назад.

Недавно мы рассказывали об исследовании наскальных рисунков в регионе Кимберли на западе Австралии. Эта работа также потребовала от археологов сотрудничества с местным сообществом земель Баланггарра. Причем по просьбе представителей сообщества исследователи в своей научной работе не указали точных мест расположения памятников ради их сохранения.

Юлли Улётова