Европейский авиастроительный концерн Airbus на своем предприятии в Тулузе во Франции собрал последний серийный пассажирский самолет A380, крупнейший в мире лайнер. Как пишет Flightglobal, 17 марта 2021 года этот самолет с бортовым номером MSN272 совершил перелет на предприятие Airbus в Гамбурге в Германии, где он пройдет дооснащение. После этого лайнер передадут заказчику — авиакомпании Emirates.
О намерении прекратить выпуск лайнеров A380 концерн Airbus объявил в 2019 году. Поводом для такого решения стало отсутствие новых заказов на поставку самолетов. Авиакомпании потеряли интерес к крупнейшим в мире лайнерам по нескольким причинам. В частности, такие самолеты могут выполнять полеты далеко не во все аэропорты. Кроме того, эксплуатация A380 оказалась дороже меньших пассажирских лайнеров.
A380 разрабатывался с 1990-х годов. При его разработке Airbus планировала увеличить свою долю на растущем рынке пассажирских перевозок, оттеснив американского конкурента Boeing. В итоге была разработана машина, способная перевозить в зависимости от версии до 853 пассажиров. Длина лайнера составляет 73 метра, а высота — 24,1 метра. Он имеет крыло размахом 79,8 метра.
Самолет способен выполнять полеты на скорости до 900 километров в час и на расстояние до 15,2 тысячи километров. Производство A380 велось с 2001 года. За это время были собраны и поставлены заказчикам 247 лайнеров.
После прекращения выпуска A380 крупнейшим серийным пассажирским самолетом вновь станет американский Boeing 747-8. Этот лайнер имеет в длину 76,4 метра, размах крыла 68,4 метра и высоту 19,4 метра. Пассажирская версия этого самолета рассчитана на перевозку 467 человек. Американский лайнер способен выполнять полеты на скорости 914 километров в час. Дальность его полета составляет до 15 тысяч километров.
Василий Сычёв
С гибридной силовой установкой и продолжительностью полета более двух часов
Французская компания Zapata разрабатывает персональный летательный аппарат вертикального взлета и посадки под названием Airscooter. Аппарат массой 115 килограммов, рассчитанный на одного человека, будет оснащаться двенадцатью воздушными винтами и гибридной силовой установкой. Airscooter будет способен поднимать груз до 120 килограмм, развивать максимальную скорость 100 километров в час и летать на протяжении более двух часов, сообщает издание New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Компания Zapata, основанная изобретателем Фрэнки Запатой (Franky Zapata), занимается разработкой персональных летательных средств уже больше десяти лет. В списке изобретеней Запаты, например, значатся водяной и воздушный ховерборды Flyboard, а также одноместный летательный аппарат JetRacer, представленный в 2022 году. Его конструкция напоминает квадрокоптер, у которого роль роторов выполняют десять компактных турбореактивных двигателей, разгоняющих аппарат до 200 километров в час. Новая разработка Zapata под названием Airscooter тоже относится к классу персональных летательных аппаратов. Внешне корпус одноместного Airscooter напоминает яйцо на трех опорах, сверху которого находится рама, состоящая из восьми лучей, на ней размещаются двенадцать роторов. Два задних луча соединяются спойлером. Четыре больших ротора, установленные на концах лучей, расположенных вдоль и перпендикулярно оси аппарата, судя по опубликованным изображениям и видео, вращаются с помощью гибридного привода. Другие восемь винтов меньшего диаметра располагаются парами на оставшихся четырех лучах рамы и имеют полностью электрический привод. https://www.youtube.com/watch?v=v_hPFbpA_ts Точное предназначение всех двенадцати воздушных винтов пока не раскрывается, однако можно предположить, что восемь малых пропеллеров будут намного быстрее реагировать на управляющие сигналы, поэтому скорее всего они будут использоваться для управления и балансировки устройства в полете, в то время как большие винты будут создавать основную тягу. Согласно опубликованным на сайте компании характеристикам, Airscooter будет способен разгоняться до скорости 100 километров в час и поднимать в воздух до 120 килограмм. Благодаря гибридной силовой установке продолжительность полета воздушного скутера на одной заправке бака объемом 18,9 литра составит более двух часов, что выгодно отличает его от чисто электрических летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой. Еще одним преимуществом станет масса Airscooter, которая составляет всего лишь 115 килограмм. Из-за этого, например, в США Airscooter квалифицируется как ультралегкий самолет, для управления которым не нужна лицензия пилота. Компания утверждает, что управление воздушным судном будет такое же простое как управление дроном благодаря автоматизации и множеству датчиков безопасности. Информации о стоимости аппарата и сроках его готовности на данный момент нет. На сегодняшний день множество компаний разрабатывают гибридные и полностью электрические летательные аппараты, которые вскоре должны стать частью новой отрасли аэротакси. Однако степень безопасности используемых в них технологий в полной мере еще не изучен. Недавно, к примеру, во время испытательного полета произошло крушение прототипа аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace, что может негативно отразиться на сроках сертификации.