Специалисты подмосковного Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского испытали модель перспективного российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929 с крылом, оснащенным серповидными законцовками. Согласно сообщению института, исследования проводились в трансзвуковой аэродинамической трубе Т-128 при скоростях потока до 0,96 Маха и были признаны успешными.
Разработка лайнера CR929 ведется китайской корпорацией COMAC и российской Объединенной авиастроительной корпорацией с 2014 года. Длина CR929 составит 63,3 метра, а размах крыла — 63,9 метра. Дальность полета самолета составит около 12 тысяч километров, что позволит использовать его на большинстве средне- и дальнемагистральных маршрутов. Лайнер в трехклассовой компоновке сможет перевозить 281 пассажира.
Перспективный самолет планируется оснастить двумя двигателями, каждый из которых должен развивать тягу не менее 347,2 килоньютона. При этом на лайнер могут быть установлены и более мощные силовые установки с учетом того, что китайская сторона в будущем планирует разработать удлиненную версию CR929. В рамках проекта CR929 российская сторона, помимо прочего, отвечает за разработку композитного крыла, его механизации, подвески двигателей и основных стоек шасси.
Испытания моделей CR929 в аэродинамической трубе проводятся с 2019 года. За это время специалисты исследовали модели самолета с несколькими вариантами крыла. Во время недавно завершившихся исследований модель лайнера была оснащена крылом с серповидными законцовками, имеющими значительное сужение. Благодаря этому удастся добиться существенно снижения массы конструкции.
По словам начальника отделения аэродинамики самолетов и ракет ЦАГИ Ивана Чернышева, реализованное в крыле сужение является рекордными для российских гражданских лайнеров. Сложность этой конструкции заключается в том, чтобы на узких законцовках крыла не возникали явления срыва потока. Аэродинамические испытания, проводившиеся при скоростях потока до 0,96 Маха и числах Рейнольдса от 3,5 до 5 миллионов, подтвердили аэродинамическое качество крыла.
Визуализация обтекания модели CR929 с новым крылом проводилась методом жидких кристаллов. Деформацию крыла оценивали с помощью видеограмметрии. По итогам исследований специалисты подтвердили проектную крейсерскую скорость лайнера 0,85 Маха.
До конца 2021 года ЦАГИ проведет еще один этап исследований модели CR929. На этот раз на нее будет установлено крыло с адаптивной задней кромкой. Специалисты будут изучать особенности обтекания такого крыла на крейсерских режимах полета, а также исследовать характеристики модифицированных пилонов авиационных двигателей.
Василий Сычёв
Прототип получил сертификат летной годности и готовится к первому полету
Американская компания Boom Supersonic приступила к рулежным испытаниям технологического демонстратора сверхзвукового пассажирского самолета XB-1, который готовится совершить первый полет с аэродрома аэрокосмического центра в пустыне Мохаве. Компания также сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий проведение испытательных полетов. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Американская компания Boom Supersonic занимается разработкой экспериментального самолета-демонстратора XB-1 «Baby Boom» с начала 2010-х. С его помощью она собирается испытать ряд технологий, которые затем будут применены в сверхзвуковом пассажирском самолете Overture, рассчитанном на перевозку от 65 до 80 пассажиров с крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров. XB-1 представляет собой уменьшенную версию пассажирского самолета с двухместной кабиной в масштабе одной трети от размеров Overture. Размах оживального крыла XB-1 составляет 5,2 метра, длина фюзеляжа — 21,6 метра, взлетная масса прототипа — около шести тонн. В конструкции самолета широко используются композитные материалы, а также титан. Расположенные в хвостовой части три двигателя General Electric J85-15 работают на синтетическом топливе и выдают суммарную тягу около 55 килоньютон. Они должны разгонять «Baby Boom» до крейсерской скорости 2,2 Маха. Выкатка полностью собранного прототипа состоялась в 2020 году, а в 2022 начались испытания двигателей. Затем XB-1 перевезли из ангара компании в городе Сентенниал, расположенном в штате Колорадо, в аэрокосмический центр в пустыне Мохаве в штате Калифорния. С момента прибытия в Мохаве самолет начал проходить программу наземных испытаний. В нее включены испытания на рулежных дорожках, которые начались на прошлой неделе. Во время рулежных испытаний XB-1 разгоняется с помощью собственных двигателей, набирает определенную скорость, но не отрывается от земли. Также компания сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности в экспериментальной категории от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий испытательные полеты прототипа. https://www.youtube.com/watch?v=Hg9pHnQ4zTs Первый полет XB-1 должен состояться после завершения всех наземных испытаний. Летчики-испытатели Билл Шумейкер и Тристан Бранденбург готовятся к предстоящему полету, отрабатывая основные операции на тренажере, а также на учебно-тренировочном самолете T-38, который будет сопровождать XB-1 в его первом вылете. Успешный полет XB-1 предоставит ценные данные по различным аспектам, включая аэродинамику, воздействие звукового удара и эффективности использования синтетического топлива. Подробнее о перспективах возрождения сверхзвуковых пассажирских самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».