Нидерландская студенческая команда AeroDelft Делфтского технического университета представила уменьшенный прототип самолета с водородным топливным элементом, работающим на жидком водороде. Как пишет Aviation Week, прототип представляет собой беспилотную версию немецкого электрического самолета e-Genius, выполненную в масштабе 1:3.
Экологические требования к авиации с каждым годом ужесточаются и разработчикам летательных аппаратов приходится искать новые технические решения, которые бы позволили снизить влияние летательных аппаратов на глобальное изменение климата. Водородные электрические самолеты считаются практически экологически нейтральными, поскольку единственным продуктом, выделяющимся при работе водородных топливных элементов, является вода.
Нидерландский прототип водородного самолета получил название Phoenix PT. Летательный аппарат имеет крыло размахом 5,7 метра. Испытания прототипа самолета планируется проводить в три этапа. На первом, который завершится к лету 2021 года, самолет совершит серию полетов на аккумуляторах. Разработчики будут проверять аэродинамические характеристики прототипа, его управляемость и устойчивость.
Летом текущего года на прототип самолета планируется установить водородный топливный элемент, который будет работать на сжатом водороде. В настоящее время топливный элементы и водородные системы проходят испытания в нидерландском аэрокосмическом центре NLR. Параллельно ведется производство топливного бака для жидкого водорода.
Согласно планам разработчиков, осенью 2021 года планируется начать летные испытания Phoenix PT с водородным топливным элементом, работающим на жидком водороде. После этого этапа испытаний разработчики планируют провести перелет прототипа из нидерландского Делфта на испанскую Ибицу. Этот перелет будет проходить на жидком водороде. Другие подробности о проекте не уточняются.
Ранее словенская компания Pipistrel завершила исследовательские работы по проекту водородного пассажирского самолета Miniliner, который планируется использовать на ближних маршрутах. Работы проводились по проекту UNIFIER19, в котором также принимали участие Миланский политехнический университет и Делфтский технический университет.
Перспективный водородный пассажирский самолет Miniliner будет рассчитан на перевозку 19 пассажиров. Разработчики рассчитывают, что он сможет использовать для взлета и посадки полосы длиной не более одного километра, включая и аэродромы с травяным покрытием. Miniliner разрабатывается для использования на маршрутах протяженностью от 200 до 1000 километров. Начать коммерческую эксплуатацию нового самолета планируется в 2028-2030 году.
Василий Сычёв
Это может затормозить процесс сертификации
Прототип электрического аэротакси VX4 компании Vertical Aerospace потерпел крушение во время испытательного полета 9 августа 2023 года на аэродроме Котсволд в Англии, сообщает Aviation Week. Управление в момент аварии осуществлялось дистанционно, поэтому в результате жесткой посадки пострадал только сам летательный аппарат. Под аэротакси сегодня обычно подразумевают небольшие полностью электрические или гибридные летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой, которые способны перевозить несколько пассажиров на небольшие дистанции. Ожидается, что сервисы аэротакси станут важной частью городских транспортных сетей. Они позволят жителям быстро перемещаться между городом и пригородом, снижая нагрузку на общественный транспорт и уменьшая пробки на дорогах. На сегодняшний день разработкой собственных прототипов аэротакси занимается множество компаний, в том числе Volocopter, CityAirbus, Joby Aviation и Vertical Aerospace. Некоторые из них планируют уже в скором времени начать коммерческую эксплуатацию. Однако прежде чем летательные аппараты, построенные с применением новых технологий, будут допущены до серийного производства и появятся в небе над городами, компаниям необходимо доказать их безопасность и надежность. Для этого проводятся серии летных испытаний, большинство из которых обычно заканчивается успешно, но иногда все же случаются происшествия. Одно из них произошло 9 августа 2023 года с прототипом электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace на аэродроме Котсволд рядом с деревней Кембл на юго-западе Англии, где расположен летно-испытательный центр компании. Летательный аппарат совершил жесткую посадку на взлетно-посадочную полосу и частично разрушился. Судя по опубликованным в сети фотографиям, у VX4 сломано правое крыло и, предположительно, повреждено шасси. Менее месяца назад этот же прототип VX4 совершил первый полет без страховочных тросов и разогнался до 70 километров в час. В заявлении для инвесторов, компания сообщила, что инцидент произошел во время испытания, в котором имитировался отказ двигателя, сообщает Aviation Week. При этом VX4 пилотировался дистанционно и в результате крушения никто не пострадал. Успешное выполнение этого сценария позволило бы перейти к пилотируемым испытательным полетам с людьми на борту, однако теперь неясно когда это произойдет. Строительство второго прототипа еще не завершено, поэтому инцидент может сказаться на сроках сертификации, которую планировалось провести до конца 2026 года. Это не первое крушение прототипов аэротакси во время испытаний. В 2022 году в Калифорнии разбился электрический конвертоплан компании Joby Aviation. Перед этим он разогнался до 435 километров в час, что на сто километров в час превышало заявленную максимальную скорость. Прототип Joby тоже управлялся дистанционно.