Французская авиакомпания Air France-KLM, оператор аэропортов Groupe ADP и власти Парижа занялись исследованиями возможностей применения водорода в аэропортах. Как пишет Aviation Week, в рамках проекта планируется изучить предложения компаний по хранению и транспортировке водорода в аэропортах, использования его для энергообеспечения инфраструктуры, а также заправки наземного аэродромного транспорта и самолетов.
Водородное топливо рассматривается несколькими разработчиками в качестве экологичной альтернативы углеводородному авиационному топливу, биотопливу и синтетическому горючему. При сгорании водорода единственным продуктом, выделяющимся в процессе, является вода. Предполагается, что благодаря водородному топливу авиаперевозки можно будет сделать экологичными без ущерба развитию авиации.
К проекту по исследованию возможностей применения водорода планируется подключить аэропорта: Ле-Бурже, Шарль де Голль и Париж-Орли. Исследование будет проводиться по трем направлениям: инфраструктура, использование и эффективность. Заявки компаний, разработчиков оборудования для обращения с водородным топливом и водородных энергосистем, будут приниматься до 19 марта 2021 года включительно, а участников проекта планируется назвать в апреле.
В рамках первого направления исследования планируется определить технологии, которые позволят в условиях аэродрома хранить, перевозить и распределять водород как в газообразной, так и в жидкой формах. Речь идет не только об эффективных системах хранения водорода, но также о небольших установках для получения жидкого водородного топлива и систем дозаправки наземного транспорта и самолетов.
Второе направление предполагает проработку вариантов использования водорода для энергообеспечения инфраструктуры аэропортов и аэродромной техники. Наконец, третье направление исследования предполагает изучение технологий, которые бы позволили улавливать водород, утечки которого неизбежно будут происходить при дозаправке техники, а также повторного выделения водорода из воды, образующейся при сгорании этого газа в двигателях и энергоустановках.
Завершить исследование планируется к 2035 году, когда могут появиться первые летательные аппараты, работающие на водородном топливе. В декабре прошлого года европейский авиастроительный концерн Airbus приступил к разработке контейнеров для водородных транспортных и дальнемагистральных самолетов, в которых будут установлены электромотор, водородные топливные элементы, управляющая электроника и системы охлаждения.
Такие контейнеры планируется разработать в рамках проекта ZEROe по созданию водородных летательных аппаратов с нулевым уровнем вредных выбросов. Разработкой проекта ZEROe концерн Airbus занялся осенью 2020 года. Проект предполагает разработку семейства водородных самолетов к 2035 году.
Василий Сычёв
Неисправность одного из винтов привела к поломке несущей конструкции пилона
Британский разработчик аэротакси Vertical Aerospace объявил о завершении предварительного расследования аварии прототипа VX4, которая произошла 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытания, имитировавшего отказ одного из двигателей. Согласно опубликованной на сайте информации, причиной падения прототипа стала неисправность одного из воздушных винтов, спровоцировавшая поломку несущей конструкции пилона, на котором размещаются двигатели. Проект электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace был впервые представлен в 2020 году. Это конвертоплан с фюзеляжем длиной 11 метров, 15-метровым прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле на четырех пилонах расположены восемь электромоторов с воздушными винтами. При этом четыре из них, расположенные перед передней кромкой крыла, имеют поворотный механизм и могут разворачиваться на 90 градусов при переходе от режима висения к горизонтальному полету. Другие четыре винта закреплены неподвижно на тех же пилонах, но позади крыла. Кабина VX4 рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Первый полет летательного аппарата, проходивший в режиме висения на небольшой высоте со страховочными тросами, произошел в сентябре 2022 года. После серии аналогичных испытаний в июле 2023 года VX4 совершил первый свободный полет, в котором дистанционно-управляемый летательный аппарат разогнался до скорости 70 километров в час. Однако 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытаний, в которых изучалось поведение аэротакси в случае отказа одного из двигателей, прототип совершил жесткую посадку и частично разрушился. . Компания начала расследование и 31 августа сообщила о первых результатах: причиной падения стала неисправность одного из передних воздушных винтов. Он отсоединился от крепления после запланированного отключения другого двигателя во время испытаний. Возникшие из-за этого несбалансированные нагрузки привели разрушению несущей конструкции моторного пилона. После чего воздушное судно перешло к устойчивому снижению, прежде чем получило повреждения при столкновении с землей. Компания сообщает, что уже переработала конструкцию проблемного пропеллера, и устранила существовавшую в его ранней модификации проблему. Новый пропеллер будет использоваться в следующей фазе испытаний. Также Vertical Aerospace отмечает, что ключевые показатели остальных электросистем, включая батареи, во время и после инцидента оставались в допустимых пределах, продемонстрировав свою надежность. Более подробная информация будет опубликована, когда Отдел расследования воздушных происшествий Великобритании завершит разбирательство. Теперь Vertical Aerospace будет ожидать завершения строительства второго и третьего прототипов, в конструкцию которых внесено множество улучшений. Ожидается, что они будут готовы уже в 2024 году. Поврежденный VX4 будет использоваться в дальнейшем только для наземных тестов. При этом авария не должна сказаться на запланированных сроках сертификации. Они остаются прежними — компания планирует пройти ее в 2026 году. Множество компаний, разрабатывающих прототипы аэротакси, уже находятся на завершающих стадиях испытаний. Например, недавно китайская компания EHang объявила об окончании всех сертификационных тестов своей модели полностью автоматического двухместного аэротакси EH216-S. В ближайшее время компания станет первой в мире получившей сертификат типа на воздушное судно такого класса.