Самки жирафов, которые держатся в одной группе с тремя или более «подругами», существенно повышают свои шансы на выживание. К такому выводу пришла команда зоологов после четырех лет наблюдений за этими травоядными. Как отмечается в статье для журнала Proceedings of the Royal Society B, вероятно, жизнь в группе снижает уровень стресса, помогает находить наиболее качественную пищу, а также защищает от назойливого внимания самцов и облегчает выращивание детенышей.
Жирафы (Giraffa camelopardalis) не производят впечатления общительных животных. Тем не менее, современные исследования свидетельствуют, что эти травоядные великаны способны формировать дружеские связи, например, выбирать напарников для кормления. В целом же круг знакомств одного жирафа может включать 60-90 сородичей. Наиболее склонны к социальным взаимодействиям взрослые самки, а вот самцы скорее одиночки.
Команда зоологов во главе с Моникой Бонд (Monica L. Bond) из Цюрихского университета решила выяснить, как наличие социальных связей сказывается на выживаемости масайских жирафов (G. c. tippelskirchi), которые населяют Танзанию и юг Кении. Исследование проводилось в регионе Тарангире на севере Танзании, где строго охраняемые заповедники и национальные парки соседствуют с городами и масайскими деревнями-бомами.
В 2012-2016 годах Бонд и ее коллеги провели тридцать выездов, в ходе которых фиксировали все встречи с жирафами, отдельно выделяя случаи, когда эти травоядные держались группой. При этом в последующий анализ включили лишь данные о самках старше четырех лет. Поскольку рисунок на шкуре каждого жирафа уникален, зоологи могли легко идентифицировать отдельных особей.
Проанализировав собранные данные о примерно 500 самках жирафов, ученые обнаружили, что их выживаемость (то есть вероятность новой встречи с конкретной особью при повторном обследовании местности) зависит от двух основных факторов. Первым является расстояние до ближайшего города: самки, которые живут неподалеку от городов, чаще становятся жертвами браконьеров (при этом масаи на жирафов не охотятся, так что близость к их деревням на выживаемости этих травоядных не сказывается).
Второй и более значительный фактор — общительность. Чем больше среднее число сородичей, в компании которых проводит время самка жирафа, тем выше ее шансы выжить. По оценке авторов, выживаемость достигает максимальных значений у самок, которые общаются в среднем с тремя другими особями, а затем выходит на плато. Интересно, что верность одним и тем же сородичам, то есть сила социальных связей, не повлияла на выживаемость жирафов.
Многие виды травоядных выигрывают от жизни в группе, поскольку компания сородичей снижает риск стать жертвой хищников. Однако взрослые жирафы слишком велики для большинства хищных млекопитающих. Это значит, что связь между их общительностью и выживаемостью должна объясняться иначе. Авторы предполагают, что склонность самок жирафов проводить время с сородичами снижает уровень стресса и позволяет обмениваться информацией о том, где найти лучшие места для кормления. Кроме того, в группе самки могут получить защиту от нежелательного влияния самцов и помощь в выращивании детенышей.
В предыдущем исследовании Бонд и ее соавторы обнаружили, что жирафы, обитающие в окрестностях масайских деревень, образуют более слабые социальные связи и общаются с меньшим числом сородичей. Однако, как показал новый анализ, это не влияет на их выживаемость. Возможно, ухудшение социальных связей в окрестностях деревень компенсируется отсутствием опасных для детенышей хищников и, как следствие, более низким стрессом у их матерей.
Крепкие и многочисленные социальные связи увеличивают продолжительность жизни и у некоторых других животных, например, макаков-резусов (Macaca mulatta). У этих приматов особи, которые образовывают большое количество слабых взаимодействий с другими макаками или небольшое — но сильных, имеют больше шансов прожить дольше. А вот общительные желтобрюхие сурки (Marmota flaviventris), напротив, живут меньше, чем их «нелюдимые» собратья.
Сергей Коленов