Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени Чаплыгина приступил к наземным испытаниям летающей лаборатории на базе Як-40 с установленным на нее сверхпроводниковым электрическим двигателем. В Центральном институте авиационного моторостроения имени Баранова N + 1 рассказали, что испытания начались 5 февраля 2021 года. Для проверки специалисты запустили электромотор и собственные двигатели летающей лаборатории.
Подготовка сверхпроводникового электромотора к летным испытаниям в составе летающей лаборатории ведется с конца 2020 года. Электромотор с воздушным винтом установлен на летающей лаборатории в носовой части. Самолет также оснащен электрическим генератором выходной мощностью 400 киловатт и массой 100 килограммов. За работу генератора отвечает турбовальный двигатель в хвостовой части Як-40.
Во время первых наземных испытаний летающей лаборатории, специалисты оценили правильность работы бортовых систем, сверхпроводникового электромотора, а также его совместную работу с собственными двигателями летающей лаборатории. Согласно действующим планам, работы по проекту сверхпроводникового мотора должны быть завершены в 2022 году.
Российский сверхпроводниковый двигатель разработан компанией «СуперОкс». Его мощность составляет 500 киловатт. Он работает по принципу высокотемпературной сверхпроводимости. При таком явлении электрическое сопротивление материалов стремится к нулю в условиях сравнительно больших температур. Предполагается, что благодаря использованию сверхпроводящих материалов в конструкции электромотора, можно будет добиться меньшего расхода заряда аккумуляторных батарей.
Первые стендовые испытания сверхпроводникового двигателя состоялись летом 2020 года. Специалисты испытали платформу, включающую в себя аккумуляторную батарею, кабель, токоограничивающее устройство и электродвигатель. Во время испытаний сверхпроводниковый электродвигатель питался только от аккумуляторной батареи высокой мощности. Все проверки прошли успешно.
Василий Сычёв