Астрономы отыскали долгопериодическую гигантскую экзопланету

Астрономы при помощи наземных телескопов Кека смогли подтвердить открытие новой долгопериодической экзопланеты-гиганта Kepler-1514b. Оказалось, что ее объемная плотность необычно большая, а в прошлом экзопланета могла мигрировать по своей системе. Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org.

Транзитная фотометрия является одной из основных методик поиска экзопланет, с ее помощью были найдены несколько тысяч подобных объектов. Суть метода заключается в наблюдениях за периодическими прохождениями планеты по диску своей звезды, что проявляется в виде кратковременных падений яркости светила. Наблюдения за транзитами экзопланет также позволяют спектроскопически исследовать их атмосферы. Однако вероятность наблюдения события транзита экзопланеты обратно пропорционально расстоянию между звездой и планетой, а также зависит от свойств орбиты планеты и размеров планеты и звезды. Из-за этого сложной задачей считается поиск экзопланет с орбитальным периодом более ста дней, для решения которой необходимо долговременные наблюдения.

Группа астрономов во главе с Полом Дальбой (Paul Dalba) из Калифорнийского университета в Риверсайде сообщает о подтверждении открытий долгопериодической гигантской экзопланеты GOT‘EM 1 (или Kepler-1514b) и экзопланеты Kepler-1514с, сделанном в ходе анализа данных наблюдений, полученных при помощи телескопов обсерватории Кека в рамках обзора GOT‘EM (Giant Outer Transiting Exoplanet Mass Survey). Первоначально свидетельства существования экзопланет были найдены в данных космического телескопа «Кеплер», наблюдавшего события транзита в 2010 году.

Звезда Kepler-1514 в 1,19 раз массивнее Солнца, а ее радиус составляет 1,28 радиуса Солнца. Ближе всего к ней находится экзопланета Kepler-1514с, год на которой длится 10,5 земных дней, а радиус оценивается в 0,104 радиуса Юпитера. Равновесная температура Kepler-1514с оценивается в 1066 кельвин, а большая полуось орбиты составляет всего 0,09 расстояния от Солнца до Земли.

Что же касается Kepler-1514b, то год на ней длится 218 земных дней. Равновесная температура экзопланеты оценивается в 387 кельвин, а большая полуось орбиты составляет 0,75 расстояния от Солнца до Земли. Масса экзопланеты оценивается в 5,28 массы Юпитера, а радиус — в 1,108 радиуса Юпитера, что дает значение объемной средней плотности 4,82 грамма на кубический сантиметр. Это нетипично для планет-гигантов, однако, по мнению ученых, согласуется с плотностью других холодных планет-гигантов, равновесие в ядре которых поддерживается за счет давления вырожденного электронного газа. Эксцентриситет орбиты Kepler-1514b составляет 0,401, что согласуется с моделями миграции экзопланеты в системе за счет гравитационного рассеяния. В итоге астрономы пришли к выводу, что Kepler-1514b необходимо продолжать исследовать, как с точки зрения понимания внутренней структуры и состава атмосферы экзопланеты, так и с целью поиска у нее экзолун.

Ранее мы рассказывали о том, как распухший супернептун не вписался в теории формирования экзопланет, как астросейсмология помогла узнать свойства горячего сатурна и почему красный карлик с планетой-«монстром» удивил астрономов.

Покрытия звезд указали на гигантский кратер у потенциальной карликовой планеты в Поясе Койпера