Во Фленсбургском метеорите нашли самые старые карбонаты в Солнечной системе

Ученые обобщили результаты всех исследований метеорита Фленсбург. Оказалось, что в нем содержатся самые старые карбонаты во всей Солнечной системе. Статья опубликована в журнале Geochimica et Cosmochimica Acta.

В сентябре 2019 над побережьем Северного моря пролетел болид. Через день житель немецкого города Фленсбурга нашел на своем участке странный камень, покрытый черной коркой. Друзья посоветовали ему сообщить о находке в Международную Метеорную Организацию. Так к ученым попал осколок болида. На то, что камень — метеорит, указали космические радионуклиды в его составе. Его разделили на несколько частей, каждую из которых исследовали разными методами в лабораториях по всему миру.

До недавнего времени результаты этих исследований не были обобщены. Но о некоторых свойствах метеорита ученые уже сообщали. Например, оказалось, что он относится к углистым хондритам. Этот тип хондритов образовался дальше всего от Солнца. В них присутствуют вода или минералы, по которым можно сделать вывод о наличии воды в прошлом. Такие хондриты падают на Землю крайне редко (они составляют примерно пять процентов от всех хондритов).

Ученые из Германии, США, Франции, Швейцарии и других стран вместе опубликовали статью с подробным обзором характеристик метеорита. В публикацию вошли результаты всех исследований, его минералогический, химический и изотопный составы.

Авторы оценили возраст карбонатов в породе. Для этого потребовался сложный изотопный анализ: зерна карбонатов чрезвычайно малы, поэтому измерения проводились в диапазоне нескольких микрометров. Для анализа использовали изотоп 53Mn. Он накапливается в космических объектах и распадается до 53Cr. По отношению количества материнских и дочерних ядер можно определить возраст объекта, если речь идет о миллиардах лет. В случае с метеоритом Фленсбург это около четырех с половиной миллиардов. Установлено, что его астероид-родитель и карбонаты образовались в период от 2,6 до 3,4 миллионов лет после формирования включений, богатых кальцием и алюминием (CAI), которые считаются одними из первых твердых веществ, образовавшихся в Солнечной системе.

Эти карбонаты на миллион лет старше, чем те, что содержатся в других типах углистых хондритов. Судя по изотопному составу, они возникли из горячей жидкости вскоре после образования родительского астероида. Это делает метеорит Фленсбург свидетельством существования небольших богатых водой объектов в ранней Солнечной системе. Возможно, именно такие метеориты доставили воду на Землю.

Изначально в заметке мы назвали кальций-алюминиевые включения «первыми твердыми телами». Такая формулировка может вызвать путаницу, поскольку эти твердые образования не являются небесными телами (астрономическими объектами). Возраст CAI не определен точно, поэтому и возраст карбонатов из Фленсбургского метеорита задается не конкретной цифрой, а периодом: от 2.6 до 3.4 миллионов лет после CAI.

Мы уже писали о том, что углистые хондриты заподозрили в доставке воды на нашу планету. Про другой углистый хондрит, метеорит Альмахата Ситта, можно почитать здесь.

Екатерина Назарова