Европейцы раннего бронзового века (III тысячелетие до нашей эры) использовали бронзовые предметы определенной формы и схожего вида в качестве денег еще до изобретения весовой системы. Считается, что слитки из бронзы, которые в больших количествах находят в кладах на территории Европы, не имели никакой практической ценности кроме как заготовки для дальнейшей переработки, но, возможно, их непреднамеренная стандартизация привела к использованию слитков в виде ранней формы денег. Статья опубликована в журнале PLOS One.
Одна из ключевых особенностей денег — стандартизация. При отсутствии денежных систем (в том числе и в древности) роль денег выполняли вещи, которые были полезны сами по себе и как мера стоимости других вещей. Стоимость товарных денег зависит обычно от эталонного образца, поэтому незначительные колебания внешнего вида или веса на их покупательскую способность не влияют (это не бартер). Но в древности люди не имели средств и методов точных измерений, поэтому идентифицировать такие товарные деньги среди археологических находок трудно. Изобретение литья в формы из песка, глины или камня сделало возможным серийное производство, что привело к ненамеренной стандартизации вида и формы слитков. Слитки эти очень часто находят в виде кладов по всей Европе.
Археологи из Лейденского университета Майкел Кёйперс (Maikel H. G. Kuijpers) и Каталин Попа (Cătălin N. Popa) попытались оценить бронзовые предметы из древних кладов как раннюю форму денег на основе их сходства по весу и форме. Ученые заметили, что для некоторых типов слитков характерна заметная эквивалентность веса, зависимая от их формы. Они предположили, что в отсутствие точных измерительных приборов древние люди должны были бы пользоваться сравнительным взвешиванием на руках и оценкой «на глазок». Для такого метода сравниваемые предметы должны быть визуально схожими, не обязательно следуя строгой метрологической системе.
Для исследования были отобраны 5028 бронзовых предметов, отлитых в форме колец (Ösenringe), ребер (Spangenbarren) и топоров. Все они происходят из 113 кладов эпохи бронзы трех географических регионов Европы: юга Центральной Европы, Южной Скандинавии и области между ними (унетицкая культура). Авторы отмечают, что в этих регионах действовали разные типы экономических систем. Экономика юга напоминала рыночную, здесь кольца и ребра представляли собой богатство. В Центральной Европе существовала, скорее, престижная экономика – когда избыточно созданный человеком продукт обеспечивал ему уважение в обществе. А в Скандинавии бронзовые кольца, по-видимому, просто дарили (экономика дара).
Было также замечено, что кольца и ребра встречаются в некоторых кладах в связках по пять штук. А объединение разных видов слитков в одном месте может свидетельствовать об их взаимозаменяемости. Поэтому выбранные клады содержали не менее пяти колец, ребер или топоров, чтобы выявить стандартизированные товары. Кроме того, внутри групп предметы были разделены по эпохам: ранняя бронза I (2150–1900 годы до нашей эры) и ранняя бронза II (1900–1700 годы до нашей эры).
Археологи применили методологию, основанную на психофизике, – области психологии, которая изучает взаимодействие между объективно измеримыми физическими процессами и субъективными ощущениями человека. Для выражения остроты человеческого восприятия использовалась фракция Вебера (закон Вебера-Фехнера), которая обозначает заметное различие в интенсивности раздражителя. Для определения веса фракция Вебера составляет 0,1. Это значит, что разница, например, между весом 100 и 105 граммов незаметна, а между 100 и 111 граммами заметна, поскольку порог составляет 110 грамм. Ощутимо неотличимые друг от друга объекты определяли с помощью коэффициента сходства.
Затем исследователи сравнили вес предметов в трех группах (кольца, ребра, топоры). Среди колец и ребер более половины по весу были очень близки к пиковым значениям в своей группе, то есть, при взвешивании вручную считались бы соответствующими стандарту. По мнению авторов, это свидетельствует об их преднамеренной стандартизации по весу и возможном использовании в качестве товарных денег. А вот сравнение веса топоров показало гораздо меньшую однородность, и, следовательно, они не имели какого-то одного весового стандарта.
Предположение о взаимозаменяемости в качестве торговых денег между кольцами, ребрами и топорами тоже подтвердилось. В эпоху ранней бронзы I одно кольцо соответствовало одному ребру или одному топору. Позднее, в период ранней бронзы II, для изготовления двух топоров требовалось три кольца или ребра. Поскольку находки топоров отмечены на границах географических регионов, можно предположить, что таким образом нивелировалась разница в стоимости этих предметов в разных экономиках. Но не все бронзовые слитки в виде колец, ребер и топоров в раннем бронзовом веке использовались как товарные деньги. На это указывает широкий разброс их веса, далекий от пиковых значений.
В конце эпохи ранней бронзы кольца и ребра исчезают, а среди изученных топоров средней и поздней бронзы стандартизации не выявлено. В этот период европейцы начинают активно торговать в том числе и ломом. Но прежде, чем перейти к такой торговле, люди бронзового века должны были привыкнуть к стандартизации «на глаз» и перейти к разработке более строгой системы мер и весов. Как раз к середине этой эпохи относятся первые известные находки балансиров и весов, которые, скорее всего, использовались для золота, а также увеличение объемов торговли бронзой.
По мнению авторов исследования, бронзовые кольца и ребра не материальное представление концептуальной весовой системы, а наоборот – инструмент, благодаря которому люди эпохи бронзы смогли прийти к абстрактному понятию веса. Литейные формы позволили быстро и легко производить копии. Исходя из опыта использования копий, люди ожидали, что кольца (или ребра) весят примерно одинаково. Это ожидание сформировывало стандартное представление, или когнитивный стереотип, о кольцах и их весе, и позволило рассматривать вес отдельно от реальных предметов. Абстрактное понятие веса позволило появиться теоретической единице веса, необходимой для работы весов.
Ранее мы рассказывали о Хаверингском кладе эпохи бронзы из Великобритании – крупной находке бронзовых предметов. Возможно, большое количество одинаковых топоров также могло быть древней копилкой торговых денег.
Юлли Улётова
Она жила в III тысячелетии до нашей эры
Палеопатологи исследовали человеческие останки из гробницы Камино-дель-Молино, раскопанной на юго-востоке Испании, и обнаружили на черепе одной взрослой женщины свидетельства сразу двух трепанаций. Причем, судя по состоянию кости, обе операции прошли успешно. Как сообщается в статье, опубликованной в International Journal of Paleopathology, останки датируются III тысячелетием до нашей эры.