Ученые выяснили, что в условиях совместного воздействия термического стресса и подкисления морской воды кораллы оказываются не в состоянии поддерживать оптимальный pH кальцифицирующей жидкости: она становится кислой и разъедает скелет. При оптимальной же температуре воды кораллы выдерживают снижение pH окружающей среды, потому что их симбиотические водоросли выживают и обеспечивают энергию для протонной перекачки в кальцифицирующую жидкость. Статья опубликована в журнале Science Advances.
Коралловые рифы — важнейшие для биоразнообразия высокопродуктивные экосистемы океана. Уже несколько десятилетий они подвергаются значительному антропогенному воздействию, что приводит к их обесцвечиванию и вымиранию. Известно, что наибольший ущерб кораллам приносит совместное воздействие подкисления воды (которое происходит за счет роста концентрации углекислого газа в воздухе и его последующего растворения в воде) и повышения ее температуры, но механизмы, которые отличают такое воздействие от влияния этих факторов по отдельности, пока не изучены.
Ученые под руководством Максенса Гильермика (Maxence Guillermic) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе исследовали влияние теплового стресса и повышенных концентраций углекислого газа на способность кораллов отстраивать свой скелет. Для этого они выращивали тропические кораллы Pocillopora damicornis и Stylophora pistillata в контролируемых условиях: при температуре 28 градусов Цельсия и концентрации CO2 462 ppm (частей на миллион), 28 градусов Цельсия и 931 ppm, 28 градусов Цельсия и 2884 ppm, 31 градус Цельсия и 483 ppm, 31 градус Цельсия и 908 ppm, 31 градус Цельсия и 3303 ppm.
В ходе эксперимента ученые анализировали соотношение изотопов бора (δ11B), а также соотношение бора и кальция в скелетах кораллов. В основу такого подхода взята химия арагонита — минерала, из которого сложен скелет коралла. Он состоит из карбоната кальция с небольшой примесью бора и становится менее прочным с подкислением морской воды, потому что в таких условиях сложно поддерживать оптимальный pH кальцифицирующей жидкости (это внеклеточная жидкость между основанием каликобластической ткани и скелетом коралла).
Оказалось, что в условиях оптимальной температуры (28 градусов Цельсия) оба вида кораллов были достаточно устойчивыми к снижению pH морской воды: несмотря на рост концентрации карбонат-ионов pH их кальцифицирующей жидкости оставался стабильным, и скелет продолжал восстанавливаться. Однако в условиях температурного стресса (температура 31 градус Цельсия) pH кальцифицирующей жидкости снижался, и она начинала растворять скелет.
Авторы отметили, что их эксперимент стал первым свидетельством влияния температуры морской воды на химический состав кальцифицирующей жидкости внутри коралла. Они объяснили устойчивость кораллов к подкислению морской воды в условиях оптимальной температуры выживанием симбиотических водорослей: они обеспечивают кораллу энергию, необходимую для протонной перекачки и поддержания pH кальцифицирующей жидкости. С ростом температуры они погибают, и кальцифицирующая жидкость подкисляется, разрушая скелет.
Впрочем, эта проблему проблему можно решить в будущем: в прошлом году ученые вывели новый штамм термофильных динофлагеллят Cladocopium goreaui, который оказался устойчивым в аномально теплой воде. Эксперимент с подсаживанием модифицированных водорослей к личинкам коралловых полипов показал, что они потенциально способны уберечь коралловые рифы от обесцвечивания.
Марина Попова
Об этом говорится в новом бюллетене ВМО о качестве воздуха
Эксперты Всемирной метеорологической организации сообщили, что в 2022 году в мире отчетливо проявилась связь между изменением климата и загрязнением воздуха: волны жары в нескольких регионах планеты спровоцировали пожары и выбросы твердых частиц, приземного озона, парниковых газов, а также оксидов серы и азоты. Такую информацию содержит новый бюллетень ВМО о качестве воздуха и пресс-релиз, поступивший в редакцию N + 1. Авторы бюллетеня отметили, что 2022 год продолжил многолетний тренд на снижение выбросов твердых частиц PM 2.5 в Европе, Северной Америке и Восточной Азии (Китай) и усиление такого аэрозольного загрязнения в Южной Азии (Индия). Одновременно с этим в мире также наблюдались локальные положительные аномалии содержания твердых частиц в воздухе, связанные с распространением природных пожаров — например, в бассейне Амазонки и на Аляске в июле и августе 2022 года. Потепление повлияло и на загрязнение тропосферы озоном. Летом 2022 в Европе была зафиксирована рекордно долгая и сильная волна жары, которая привела к активному образованию озона в воздухе и повышению его концентраций до опасных значений практически над всем регионом. Также составители бюллетеня привели данные о растущем ущербе, который озон наносит мировому сельскому хозяйству и продовольственной безопасности: потери урожая под воздействием озона составляют 4,4−12,4 процента для основных продовольственных культур в среднем по миру, а потери пшеницы и сои в основных сельскохозяйственных районах Индии и Китая могут достигать 30 процентов.