Ареал трех редких видов кузнечиков уточнили по погадкам филинов

Болгарские ученые уточнили распространение трех редких видов кузнечиков. Для этого они использовали необычный подход: анализ погадок филинов. Хотя обычно эти совы питаются млекопитающими и птицами, в условиях нехватки добычи они могут переходить на кормление крупными насекомыми. Как отмечается в статье для журнала Travaux du Muséum National d’Histoire Naturelle «Grigore Antipa», исследование позволило найти несколько ранее неизвестных популяций исчезающих насекомых.

Балканский полуостров считается одним из главных центров биологического разнообразия в Европе. Например, именно здесь обитает больше всего видов прямокрылых насекомых (Orthoptera), таких как кузнечики и сверчки. К сожалению, многие из них оказались под угрозой исчезновения из-за распашки земель под нужды сельского хозяйства и чрезмерного использования пестицидов. При этом данные о распространении и численности балканских прямокрылых отрывочны и во многом основаны на устаревших оценках.

Исправить ситуацию решили Драган Чобанов (Dragan Chobanov) из Института биоразнообразия и экологических исследований Болгарской академии наук и его коллега Боян Мильчев (Boyan Milchev) из Лесотехнического университета. Они обратили внимание, что крупные прямокрылые часто становятся добычей филинов (Bubo bubo). Хотя обычно эти крупные совы охотятся на млекопитающих и птиц весом от двухсот граммов до двух килограммов, при нехватке корма они могут переходить на насекомых.

Подобно другим совам, филины отрыгивают непереваренные остатки пищи, например, кости, птичьи перья и хитин, в виде спрессованных комочков, которые известны как погадки. Погадки часто скапливаются под гнездами сов, и, изучая их, специалисты могут определить рацион этих птиц, а также рассчитать численность их жертв.

Чобанов и Мильчев проанализировали погадки филинов, собранные на 53 точках их размножения на юго-востоке Болгарии начиная с 1994 года. Съеденных прямокрылых идентифицировали по фрагментам головы и челюстей. Это позволило авторам выявить новые места обитания трех редких видов: дыбки Saga natoliae, кустолюбки Pholidoptera brevipes и толстуна Bradyporus macrogaster

Последний вид представляет особый интерес для исследователей: при длине тела шесть-семь сантиметров и весе до десяти граммов он является одним из самых крупных настоящих кузнечиков (Tettigoniidae) в Европе. Кроме того, это самый редкий вид из трех: Международный союз охраны природы относит его к числу находящихся под угрозой исчезновения (Endangered, EN). Благодаря изучению погадок филинов исследователям удалось открыть сразу три новых места обитания толстунов. Учитывая, что эти кузнечики предпочитают нетронутые степные ландшафты, по соседству с ними могут обитать и другие редкие виды.

Изучив помет и погадки оляпок из Южного Уэльса, специалисты обнаружили следы микропластика. Это одно из первых свидетельств возможности передачи микропластика по пищевым цепям в пресноводных экосистемах.

Бурый медведь потаскал тушу черного