Астрономы при помощи наземного телескопа LAMOST и космической обсерватории Gaia составили каталог из 591 нового кандидата в высокоскоростные звезды. Они связаны с гало Млечного Пути: у 43 из обнаруженных объектов есть большой шанс покинуть галактику. Статья опубликована в журнале The Astrophysical Journal Supplement Series.
Обычно к высокоскоростным звездам относят объекты, движущиеся со скоростями на 65–100 километров в секунду больше, чем звезды в окрестностях Солнца. Выделяют четыре типа подобных звезд: гиперскоростные звезды, убегающие звезды, гипер-убегающие звезды и быстрые звезды гало. Среди высокоскоростных звезд также есть объекты, скорость которых превышает скорость убегания из Млечного Пути. Такое поведение связывают с экстремальными динамическими и астрофизическими процессами, в частности — с двойными системами, взаимодействием карликовых галактик с Млечным Путем или влиянием сверхмассивной черной дыры.
Для ученых высокоскоростные звезды представляют интерес не только с точки зрения понимания их природы, но и как своеобразные «зонды» для исследования окрестностей центральной черной дыры, распределения массы в Млечном Пути и темной материи в гало галактики.
Группа астрономов во главе с Ли Ин-би (Li Yin-Bi) из лаборатории оптической астрономии Национальной астрономической обсерватории Китая сообщила об обнаружении 591 кандидата в высокоскоростные звезды в ходе анализа седьмого каталога данных спектроскопических наблюдений наземного 4-метрового телескопа LAMOST (Large Sky Area Multi-object Fiber Spectroscopic Telescope) и второго каталога данных космического телескопа Gaia.
Полные скорости найденных кандидатов в системе покоя галактики превышают 445 километров в секунду, большинство из них представляют собой гиганты, а все объекты кинематически связаны со звездным населением гало Млечного Пути. По крайней мере для 43 высокоскоростных звезд вероятность покидания Млечного Пути оценивается более чем в 50 процентов.
Большая часть обнаруженных объектов — это звезды внутреннего гало с низким уровнем металличности (содержанием элементов, тяжелее водорода и гелия), однако около 14 процентов кандидатов представляют собой богатые металлами звезды гало, которые могли образоваться в ходе формирования Млечного Пути. Столь низкое значение говорит о том, что основная часть звездного гало Млечного Пути образовалась в результате приливного разрушения галактик-спутников и аккреции вещества. Ожидается, что дальнейшие наблюдательные программы позволят увеличить число известных высокоскоростных звезд и лучше понять галактические процессы.
Ранее мы рассказывали о том, как сверхмассивная черная дыра в центре Млечного Пути разлучила звездную пару, породив гиперскоростную звезду, а также о том, как была найдена самая быстровращающаяся звезда галактики.
Александр Войтюк