Крупные шмели тратят много времени, чтобы запомнить расположение цветков с высоким содержание сахарозы в нектаре. В то же время их мелкие сородичи уделяют одинаковое внимание цветкам с низкой и высокой концентрацией сахарозы. Как отмечается в статье для журнала Current Biology, мелким рабочим особям невыгодно быть разборчивыми, ведь из-за низкой грузоподъемности они не могут унести много нектара и пыльцы даже с особенно ценных цветков. Кроме того, они держатся ближе к гнезду, что ограничивает их возможности для поиска кормовых растений.
Пчелы очень внимательно подходят к выбору растений для кормления. Обнаружив новый цветок, эти насекомые оценивают концентрацию и качество нектара. Если растение заслуживает повторного посещения, пчела несколько раз пролетает над ним, запоминая его внешний вид и расположение. Чем привлекательнее цветок, чем продолжительнее такой полет. Полученную информацию пчела использует самостоятельно, а также делится ей с другими рабочими особями.
В отличие от пчел, шмели не передают товарищам по колонии данные о расположении кормовых объектов. Тем не менее эти насекомые тоже совершают специальные полеты, чтобы запомнить вновь обнаруженные цветки. Связана ли их продолжительность с качеством цветка, как у пчел, пока неясно.
Чтобы разобраться в данном вопросе, команда энтомологов во главе с Элизой Фраснелли (Elisa Frasnelli) из Университета Линкольна провела ряд экспериментов с земляными шмелями (Bombus terrestris), живущими в теплице. В шмелином гнезде отлавливали молодых рабочих особей, которые успели совершить первый ориентировочный облет, и помещали их на искусственные цветы, содержащие раствор сахарозы разной концентрации (10, 20, 30 и 50 процентов по массе) и окруженные тремя черными цилиндрами для облегчения ориентировки. Затем с помощью видеокамеры исследователи фиксировали полеты, которые шмели совершали над цветками после кормления.
В общей сложности авторы провели эксперименты со 115 рабочими особями. Анализ полученных записей позволил в деталях изучить, как именно шмели собирают данные о расположении цветка. Например, во время полета насекомые несколько раз поворачивались к нему головой. Чем выше была концентрация сахарозы в цветке, тем больше времени шмели летали над ним после кормления (р=0,009). При этом доля полета, которую рабочая особь провела, повернув голову к цветку, также увеличивалась с ростом концентрации сахарозы. Таким образом, качество цветка действительно определяет, как много времени шмель проведет, запоминая его расположение.
В данном эксперименте Фраснелли и ее коллеги использовали лишь крупных шмелей, которые чаще участвуют в сборе корма, дальше отлетают от гнезда и приносят в него больше нектара и пыльцы. Однако в шмелиных колониях есть и более мелкие рабочие особи. Они проводят больше времени внутри гнезда, а если вылетают за кормом, то собирают его меньше и ближе к дому.
На следующем этапе исследователи собрали более обширную выборку шмелей разных размеров, которым предложили искусственные цветы с двадцати и пятидесятипроцентной концентрацией сахарозы. В остальном эксперимент повторял первый. Проанализировав результаты отдельно для мелких (с шириной груди менее 4,5 миллиметра, что является средней величиной для данного вида) и крупных (с шириной груди более 4,5 миллиметра), они обнаружили заметные различия в их поведении.
Крупные шмели тратили достоверно больше времени, чтобы облететь цветки с пятидесятипроцентной концентрацией сахарозы и запомнить их расположение. Кроме того, они чаще поворачивались к ним головой. Цветкам с двадцатипроцентной концентрацией сахарозы крупные особи посвящали меньше внимания. Напротив, мелкие шмели проводили примерно одинаковое количество времени над цветками с высокой и низкой концентрацией сахарозы.
Дополнительные наблюдения показали, что на искусственных цветках с высокой концентрацией сахарозы крупные шмели потребляют значительно большие объемы жидкости, чем мелкие. Напротив, при низких концентрациях эта разница менее заметна. Таким образом, обнаружив ценный цветок с высокой концентрацией сахарозы, крупные рабочие особи могут собрать больше нектара, так что им выгодно потратить дополнительное время на то, чтобы запомнить его расположение. В то же время мелкие рабочие из-за низкой грузоподъемности соберут примерно одинаковое количество нектара с любого цветка, а значит, особого смысла тратить время на запоминание ценных растений у них нет. Кроме того, у мелких шмелей ниже дальность полета, так что выбор цветков для кормления у них ограничен.
Если шмели выходят из спячки слишком рано, когда цветы еще не появились, они рискуют погибнуть от голода. К счастью, у этих насекомых есть секретный способ заставить растения цвести раньше, кусая их листья. В ряде случаев раскрытие бутонов удается ускорить на 30 дней. При этом повреждения, которые наносят растениям люди, оказывают очень слабый эффект.
Сергей Коленов
Сначала примат преследовал зверька на земле, а потом выкинул из домика на высокой опоре
Суматранский орангутан (Pongo abelii) из зоопарка австралийского города Перт выбросил лисьего кузу (Trichosurus vulpecula) из своего вольера. Видеозаписью необычного происшествия поделился пользователь реддита под ником j___---h. На коротком ролике виден орангутан, который сидит в домике на высокой опоре. Он выкидывает из него кузу, после чего выбирается наружу сам и смотрит в сторону соседнего вольера, где живут два других орангутана и где, предположительно, приземлилось сумчатое. Судя по всему, кузу не удалось пережить падение (либо орангутан убил его до того, как выбросил из домика). https://www.youtube.com/shorts/wnvodxgv2pw?feature=share В комментариях к видео j___---h сообщил, что сначала орангутан преследовал пробравшегося в его вольер кузу на земле, после чего загнал на опору домика и начал тыкать палкой. В конце концов оба животных оказались в домике, откуда примат и выбросил зверька. По словам сотрудников Пертского зоопарка, дикие лисьи кузу часто пробираются на его территорию, привлеченные пищей для содержащихся здесь животных. Присутствие этих сумчатых в зоопарке считается нежелательными, поэтому с ними здесь борются.