Американская компания Bell Helicopter проведет летные испытания перспективной электрической системы EDAT, разрабатываемой в качестве замены традиционным рулевым винтам на вертолетах классической схемы. Как пишет Flightglobal, компания уже провела испытания системы на земле, во время которых ни один из винтов EDAT не отключался. Предварительные проверки показали, что с выходом одного из винтов системы вертолет не потеряет управление.
О разработке EDAT стало известно в феврале 2020 года. Система состоит из четырех небольших электрических фенестронов, установленных в хвостовой части вместо традиционного рулевого винта. Управление рысканием производится теми же педалями, что и при обычном рулевом винте, однако команды до новой системы передаются не с помощью тяг, а с помощью электродистанционной системы.
Летные испытания системы проводятся с мая 2019 года. EDAT установлена на модифицированном многоцелевом вертолете Bell 429, который используется в качестве демонстратора технологии. В общей сложности модифицированный вертолет налетал уже более 25 часов. Специалисты проверяли работу EDAT в режимах взлета и посадки, полетом боком и в крейсерском полете. При этом испытания на работу в аварийных режимах пока не проводились.
По оценке Bell, новая система требует некоторых доработок и более тщательных испытаний. В компании полагают, что на коммерциализацию технологии потребуется от пяти до десяти лет. При этом EDAT можно будет установить на любой вертолет классической схемы с рулевым винтом.
Bell Helicopter занимается разработкой электрических систем компенсации реактивного момента несущего винта вертолета на протяжении последних нескольких лет. В 2017 году компания представила прототип электрической системы компенсации реактивного момента, состоящей из вентилятора в хвостовой балке и боковых управляемых сопел. Прототип системы уже проходит испытания.
Василий Сычёв
NASA завершает работу над проектом в сентябре 2023 года
NASA объявило, что завершит работу над проектом по разработке перспективного электрического самолета X-57 Maxwell до конца сентября 2023 года, как и было запланировано. При этом, несмотря на достигнутые успехи, первый полет самолета так и не состоится из-за возникших на позднем этапе проблем, влияющих на безопасность полета, и отсутствия критически важных компонентов, необходимых для дальнейшей разработки. После завершения проекта в сентябре команда продолжит работу в течение еще нескольких месяцев, чтобы подготовить результаты для публикации, говорится на сайте NASA. Проект, стартовавший в 2016 году, предполагал разработку экспериментального полностью электрического самолета на базе серийного двухмоторного поршневого самолета Tecnam P2006T. В 2019 году состоялся первый пуск двух электромоторов, размещенных в штатных местах для поршневых двигателей, с воздушными винтами в режиме флюгирования. В будущем предполагалось заменить стандартное крыло на новое удлиненное с 14 электромоторами на передней кромке. За время работы над проектом команда инженеров успела разработать устойчивые к перегреву литий-ионные батареи, создала контроллеры питания для авиационных электромоторов на основе карбид-кремниевых транзисторов и смогла решить проблему электромагнитных помех, воздействующих на бортовые системы самолета. Достигнутые результаты проекта будут отражены в публикациях и доступны другим разработчикам.