Анализ остатков жирных кислот из керамики периода Хараппской цивилизации показал, что ее представители употребляли в пищу продукты мясо-молочного скотоводства, а также, возможно, мясо птицы, свиней и злаки, хотя остатки растительной пищи и кости нежвачных животных почти не сохранились в окрестностях. Археологи также сравнили остатки в посуде из сельских поселений и городской местности и пришли к выводу, что рационы их жителей были похожи. Об этом говорится в исследовании, опубликованном в Journal of Archaeological Science.
Индская, или Хараппская цивилизация (около 3000–1300 лет до нашей эры) — третья по древности восточная цивилизация после Египетской и Месопотамской, занимавшая обширные территории на северо-западе современной Индии, в Пакистане и Афганистане. Несмотря на интерес археологов к ее культуре, большинство исследований питания представителей цивилизации сводятся к анализу сельскохозяйственных культур, а вот животным и посуде уделено меньше внимания. К настоящему времени липидному анализу подвергся всего один фрагмент керамики из древней южной Азии.
Чтобы выяснить состав пищи, которую готовили в Хараппской цивилизации, Акшета Сурьянараян (Akshyeta Suryanarayan) из Кембриджского университета вместе с коллегами отобрали для анализа липидных остатков 172 фрагмента керамики как из городских, так и из сельских поселений, относящихся к периодом зрелой Хараппы (2600/2500–1900 лет до нашей эры) и поздней Хараппы (около 1900–1300 лет до нашей эры). Ученых интересовали в первую очередь горлышки и края сосудов, так как эксперименты показывают, что кипячение пищи может привести к накоплению липидов именно там.
Из внутренней поверхности черепков извлекали микрофрагменты, из которых затем выделяли липидную смесь методом растворения с помощью подкисленного метанола и обработки ультразвуком. Затем смесь анализировали методами газ-хроматографии-масс-спектрометрии и газ-хроматографии-масс-спектрометрии с соотношением изотопов сгорания, что позволило не только обнаружить следовые концентрации химических элементов, но и их изотопный состав.
Получить достаточные для анализа концентрации липидов (более пяти микрограммов на грамм) удалось только из 122 образцов, причем в целом эти концентрации были низкими. Возможно, это произошло из-за неблагоприятных для сохранения органических веществ природных условий этого региона: щелочные почвы, частые дожди и высокие температуры.
Тем не менее, удалось выяснить, что сосуды содержали насыщенные жирные кислоты со средней длиной цепи с четным числом атомов углерода, в основном, с преобладанием пальмитиновой кислоты, а вот длинноцепочечных жирных кислот было меньше. Такое соотношение характерно для деградированных жиров жвачных животных. Также ученые обнаружили и остатки молочных жиров.
Почти 60 процентов сосудов содержали липиды, не имеющие отношения к жвачным животным, — предположительно, оставшиеся от свиней, домашней птицы или зайцев. Так как на исследованных территориях эти животные составляют лишь два-три процента от найденных остатков фауны, осталось непонятным, откуда люди брали свиней и птицу для готовки, если в округе ее было так мало.
Возможно, их кости просто не сохранились, как более хрупкие по сравнению с говяжьими, либо же мясо привозили готовым из других мест. Кроме того, может быть и так, что исследованные черепки просто не репрезентативны для этой территории, и в них готовился какой-то особый набор блюд. Так что вопрос о том, входили ли в постоянный рацион представителей Хараппской цивилизации мясо кого-то кроме жвачных животных, остается открытым.
Следов молока в сосудах нашли немного, хотя, судя по другим археологическим свидетельствам, выращивание молочных коров в тех местах было широко распространено. Ученые предположили, что в сосудах хранили молоко преимущественно буйволов, хотя нельзя исключать овец и коз. Из него также могли делать йогурт, топленое масло и сливки. Липидный профиль черепков из сельской и городской местности оказался схожим, так что и кулинарные традиции в разных местностях, возможно, не слишком отличались. Зерновые, вроде проса, на этих территориях возделывали, но их следов в посуде почти не сохранилось, вероятно, потому что растения в принципе содержат меньше жира.
Таким образом, жители Хараппской цивилизации употребляли в пищу мясо крупного рогатого скота, молоко, а также, вероятно, курятину и зерно. Такой рацион был характерен и для городов, и для сельской местности.
Археология питания сформировалась как отдельное направление относительно недавно и сейчас активно развивается: анализ липидных (жировых) остатков на ископаемой посуде может многое сказать о ее функциях, о пище древних народов и путях распространения кулинарных традиций. Ранее изотопные следы подсказали ученым, что жители доколумбовой Мезоамерики, вероятно, разводили кроликов и зайцев, которые питались кукурузой.
Евгения Щербина
Она жила в III тысячелетии до нашей эры
Палеопатологи исследовали человеческие останки из гробницы Камино-дель-Молино, раскопанной на юго-востоке Испании, и обнаружили на черепе одной взрослой женщины свидетельства сразу двух трепанаций. Причем, судя по состоянию кости, обе операции прошли успешно. Как сообщается в статье, опубликованной в International Journal of Paleopathology, останки датируются III тысячелетием до нашей эры.